Песенное наследие мужского фольклорного коллектива станицы Распопинская Клетского района Волгоградской области
В 1966 и 1972 годах экспедициями Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского были произведены магнитофонные записи от местных жителей, замечательных знатоков казачьего фольклора Чекунова В. И., Ржавскова И. И. и Юдина А.В. Возраст певцов на момент записи составлял около 60 лет. По выражению самих исполнителей, в такие годы они «самые игруны».
Прошло почти полвека, и время показало, что это мужское трио можно смело назвать образцом исполнительского мастерства донской казачьей традиции. В репертуаре певцов насчитывается более 80 произведений разных жанров. Уникальность же репертуара составляют песни протяжные, называемые местными жителями тягильными, вилючими, долгими, что подчеркивает их самые существенные качества — протяженность, длительность музыкально-поэтической строфы, звучание которой может достигать полутора минут. Своим темпом и внутрислоговым мелодическим распевом стиль протяжного пения распространяется на баллады, воинские, исторические, беседные, лирические песни, песни литературного происхождения, распетые по-казачьи.
В качестве оппозиции протяжным у казаков бытуют песни частые, которые народные исполнители называют припевками. В эту группу входят свадебные песни, хороводные, календарные, колыбельные, частушки.
Соотношение напева и текста в протяжных песнях донских казаков обладает своей спецификой. Она проявляется в словообрывах и повторении слов, в широких внутрислоговых и межслоговых распевах, многочисленных вставках различных гласных в середину слова, частом использовании междометий и восклицаний. Для самых сложных песен типична такая форма развернутой музыкально-поэтической строфы, в которой стих распевается целиком. Он представляет собой семи-десятисложник, имеющий в основе тоническую (акцентную) организацию: с обязательным ударением на третьем от конца слоге основного стиха.
Донские казаки славятся своим многоголосным пением. Исполнители Распопинской станицы делят голосовые партии на «басы» и солирующий теноровый подголосок «дискант». «Бас» — это нижняя голосовая партия многоголосия, являющаяся основой песни. Ему всегда поручается запев. Многоголосный пучок басовых голосов основывается на вариантном воплощении главной мелодии. «Дискант» — это голосовая партия верхнего солирующего подголоска. В нашем случае она исполнятся мужчиной-тенором.
Распопинский стиль казачьего пения ассоциируется в первую очередь с выдающимся дискантом, мужественным и мягким одновременно, обладающим тембром удивительной красоты, с Юдиным Арсением Васильевичем 1908 г. р. Чтобы в полной мере ощутить вокальную красоту казачьего Дона, достаточно услышать всего одну строфу протяжной песни с его участием. Прихотливо извивающаяся линия солирующего подголоска противопоставлена голосовой партии басов различными способами: тесситурно, мелодически, ритмически. Дискант может исполняться даже без слов, вокализируя на гласных звуках «о-а-э».
Диапазон звукоряда басов составляет малую септиму. Дискант расширяет звукоряд песни, надстраивая его на три звука до децимы. Льющийся поток вокализации высокого мужского голоса отличает «плачевой» импровизационный характер юдинского дисканта от солирующих подголосков других исполнителей данного региона.
Исполнители басовой партии — Чекунов Влас Иванович, 1905 г. р. и Ржавсков Иван Иванович, 1908 г. р. являются большими мастерами местной многоголосной традиции, хранителями мягкой певучей манеры казачьего музыкального диалекта и донского распева.
В целом распопинское вокальное трио обнаруживает удивительную спетость и взаимопонимание, что безусловно позволяет отнести этот ансамбль к типу «замкнутых», «виртуозных», уникальных.
В первой экспедиции в 1966 году записи производились одноканально, а в 1972 году многоканально, на три магнитофона. Многоканальная запись позволяет нотировать многоголосие любой степени сложности, выписывая индивидуальную мелодическую линию каждого певца на отдельную строчку нотной партитуры.
В 1968 году трио исполнителей получило приглашение в Москву на концерт, организованный фольклорной комиссией Союза композиторов РСФСР. Кроме выступления перед московскими слушателями, удалось записать казаков на фирме «Мелодия» и затем выпустить грампластинку. В станице Распопинской эти записи приобрели большую популярность. Для прослушивания своих песен сходились все соседи, а посиделки эти получили название «ходить на пластинку».
Настоящей классикой для современных казачьих коллективов стала протяжная казачья песня «Горы вы мои Закавказские». Вместе с исторической «Мать расейская земля» о Платове-казаке, герое Отечественной войны 1812 года, она вошла в число записанных на грампластинку.
В подборке представлены исторические песни «Туча с громом прогремела» (с упоминанием царя Николая Первого) и «Собиралась наша сила армия» (о русско-французской войне).
Удивительная находка донских казаков — неузнаваемо распетая в многоголосной казачьей манере протяжная песня на переработанные стихи А.С. Пушкина «В неволе был вскормленный орелик молодой».
Как другой полюс мужского темперамента звучат зажигательные строевые и маршевые припевки, играемые казаками с юмором: «Чем-чем мальчик был доволен», и легкая куплетная «частушка» «В девяносто третьем годе маневры начались» с припевом:
«Ура-ура-ура,
Донцы песню поют,
Через речку Вислу
На кониках плывут».
Песни станицы Распопинской исполняются сегодня многими фольклорными ансамблями, но как объект нематериального культурного наследия хранятся исключительно в звуковых архивах.