Традиция вождения танков в сёлах Вышние Пены и Нижние Пены Ракитянского района Белгородской области
В селе Вышние Пены танки имеют двухчастную структуру. Вначале участники выстраивались парами в две колонны, стоящие друг напротив друга, и начинали встречное движение. Каждую колонну возглавляли — заводили — хозуны. На небольшом расстоянии одна от другой колонны останавливались. Вторая часть танка — движение по кругу. Первые встречные пары кланялись друг другу, брались за руки и, подняв их на уровне головы, двигались по кругу против часовой стрелки. Поменявшись местами, пары уходили в конец противоположной колонны. В это время круг образовывали следующие пары, которые повторяли движения первых. Таким образом участники одной колонны постепенно переходили на противоположную сторону.
В селе Нижние Пены участники танка сразу становились в большой круг. Пары, стоящие друг напротив друга, пройдя через центр, менялись местами и вставали в круг. При этом центр танка не должен был пустовать: когда какие-то две пары начинали расходиться, две другие уже шли навстречу друг к другу. После того как все пары поменялись местами, участники танка брались за руки и шли по кругу приставным шагом. Эти две формы движения чередовались в танке.
Количество участников танка могло быть разным, но обязательно четным. Подружки заранее договаривались, с кем будут водить танок, и парами приходили на гуляние.
Плясали в танке и женщины и мужчины-хозуны. Характерные черты пляски были теми же, что и в местных карагодах: подпрыгивания (скок), прихлопывания в ладоши, прибивы ногами.
В каждом селе танок сопровождался специальными таночными песнями. В Вышних Пенах к ним относились: «У нас по мосту, мосту», «Не спалось молодой, не дремалось»; в селе Нижние Пены: «Да вот у нас на улице, у нас на широкой», «Московского драгуна молодая девка полюбила», «Ой, мой батюшка богат». Поэтическое содержание их текстов является типичным для широкого круга хороводных песен. В их основе любовная тематика, нормы семейных отношений и высмеивание, осуждение их нарушений, свадебные мотивы и т. п. Местные таночные и карагодные песни объединяются и сходными принципами строения поэтической строфы, которая состоит из двух смыслонесущих стихов и асемантического («алилёшного») рефрена, по слоговому объему равного основному поэтическому тексту.
Отличие таночных от карагодных песен, по мнению исполнителей, заключается в более медленном темпе исполнения танков, неспешном характере движения, ассоциирующегося с прилетом первых птиц (с. Нижние Пены).
Манера исполнения таночных песен соответствует уличному интонированию: открытый полётный звук, напряжённое звучание, специфические вокальные приёмы — киксы, флажолеты. Мелодика основана на скачкообразных ходах с последующим их поступенным заполнением. Все исполнители активно используют полный объем звукоряда. Они не выделяют внутри ансамбля голосовые партии, а считают, что «все на один голос поют». Тем не менее гетерофонная фактура отличается плотностью, густым, сочным колоритом.
Традиция вождения танков в обоих селах угасает. Их могут воспроизвести лишь участники местных фольклорных коллективов, да и то лишь женщины. Мужчин-хозунов в селах не осталось.