Новогодние засевания в юго-западных районах Брянской области
Традиционные названия этого обрядового обхода дворов — засевать, ходить в засéвки, сéтовать, ходить по сéту — связано с его центральным действием, которое состоит в разбрасывании пришедшими по избе жита — зерен пшеницы, ржи, овса и других культур. Эта имитация сева, вероятно, имела магический смысл и должна была способствовать получению богатого урожая в новом году.
Исполнителями новогодних засеваний были в основном дети-подростки, преимущественно мальчики, хотя в современной практике в число засевальщиков могут входить и девочки. Иногда в качестве участников посевального обряда упоминаются мужчины. Преобладание среди участников лиц мужского пола скорее всего объясняется тем, что посев — исключительно мужская область трудовой деятельности.
Засевать ходили (или бегали, как часто говорят рассказчики) по одному либо небольшой компанией: «Всякие детишки [ходили]. Бóльшия вядуть малых и оны гурьбой» (д. Хоромное Климовского р-на); «Можеть нас пять ходило, можеть и семь — сколько соберёмся» (с. Старый Ропск Климовского р-на); «В хату заходять, сыпять зерно, где один, где пять человек» (с. Чёлхов Климовского р-на).
В отличие от тех, кто щедровал и водил козу, засевальщикам не требовалось разрешение на совершение обряда, они сразу входили в дом и, оставаясь стоять в пороге, пели специальные песни, одновременно доставая из карманов горсти (жменьки) зерен и разбрасывая их по всей хате или же поблизости, у порога. «Они как приходят в дом, открывают [дверь] — и не «здравствуй», ничо. Всё!» (Старый Ропск Климовского р-на). «14-го утром на старый Новый год обычно ж печка топится и тут около порога дети стоят. [Разрешения спрашивают?] Не-не-не! Люди уже знают, что дети зашли, в снегу уже» (Новый Ропск Климовского р-на). Даже в тех случаях, если в деревне принято было спрашивать разрешения на засевание, отказать было невозможно: «Войдуть. — «Сеять можно?» — «Сейтя, пожалуйста!»» (Мишковка Стародубского р-на).
Засевальники, как нередко называют участников утренних новогодних обходов на юго-западе Брянщины, зайдя в дом и разбрасывая зерно, исполняют специальные музыкально-фольклорные тексты. Вот какое описание обряда дала одна из жительниц д. Нижний Варин Климовского района: «Полны карманы [зерен], заходим в хату: «Сею-сею, посеваю, с Новым Годом поздравляю!..» Нам дають гостинцы — и пошли дальше».
В отличие от «взрослых» щедровок, основной пласт которых представлен образцами песенного стиля с развитой мелодикой, фольклорные тексты засеваний являются по существу детскими песенками с соответствующими музыкальными характеристиками. Их короткие (в 6–10 стишков) поэтические тексты интонируются в стиле скандирования, звуковысотная шкала ограничивается тремя-четырьмя тонами. По утверждению местных жителей, «мальчики-хлопцы не поют, а приговаривают» (с. Лакомая Буда Климовского р-на), «она не песня, а як говором» (с. Могилевцы Климовского р-на). В этом отношении посевальные песенки типологически родственны другим фольклорным жанрам из детского репертуара, приуроченным к рождественско-новогоднему периоду — виршеванию на Рождество и детским щедровкам (типа «Щедрик-бедрик, дай вареник»).
Поэтические тексты образуют три сюжетные группы. Одна объединяет тексты с зачином «Сею-сею, посеваю», которые включают в себя, помимо традиционных благопожеланий, характерную концовку — обращение к хозяину с просьбой подарка:
Сею-сею, посеваю,
С Новым Годом поздравляю!
Со скотом, с животом,
Со пшеничкой, с овсецом!
Ты, хозяин-мужичок,
Полезай-ка в сундучок,
Доставай-ка пятачок —
Нам на орешки,
Нам на потешки!
Здравствуй, хозяин с хозяюшкой!
(д. Петрова Гута Климовского р-на)
Сею-сею, посеваю,
С Новым Годом поздравляю!
Чтоб здоровеньки были,
Много-много лет жили!
Севки-посевки,
Дайтя три копейки!
Три копейки мало,
Дайтя кусок сала,
А наверз колбасу,
Летом коней попасу!
(д. Мишковка Стародубского р-на)
Другой тип поэтических текстов характеризуется постоянным зачином «Что в поле-поле» и сюжетом, главными героями которого являются христианские персонажи — Бог и Божья Мать. Сакральные действующие лица, принимающие участие в крестьянских полевых работах, выступают как высшие покровители сельского хозяйства, обеспечивающие удачу и богатство каждой семье:
Что в поле-поле
На вороном коне
Сам Бог едя,
Жито сея,
Жито-пшеницу,
Всякую пашницу.
В поле ведром!
В доме добром!
Будьте с праздником здоровы!
(с. Старый Ропск Климовского р-на)
Что в поле-поле
На вороном коне
Сам Бог едя,
Жито сея,
Пречистая Мати
Обедать нося,
Бога прося,
Чтоб ни василёчка,
Ни кукулёчка…
(с. Лакомая Буда Климовского р-на)
Поэтические тексты третьего типа открываются зачином «А сето-сето на новое лето», вслед за которым развивается тема «богатого урожая». В Клинцовском и Стародубском районах за указанным зачином обычно следует широко известный на русско-украинском пограничье текст «Ходит Илья на Василя», который в других местах исполняется, как правило, взрослыми во время вечерних обходов дворов накануне Нового года. Утренняя его приуроченность объясняет отдельные случаи совершения обрядов засевания взрослыми мужчинами-севакáми.
А сето-сето
На новое лето!
Як ходил Илья
Да на Василя,
В яго пужечка[1]
Дратяненькая[2].
А где ён махне,
Там жито взрасте,
А где ни махае —
Там жито полягае.
На печи овёс
Тихонько узрос,
На грýбе[3] гречка —
Поела овечка,
На полу жито
Копытом узбито.
Поздравляем с Новым Годом!
(с. Ильбово Стародубского р-на)
А сето-сето
На новое лето!
Ходит Илья
На Василья.
А где пугою махнé,
Там и жито растé.
На столе копáми!
Под столом крохáми!
В печи пирогами!
Чтоб здоровы были,
Нам копеечку дали!
(с. Сосновка Клинцовского р-на)
А сето-лето
На новое лето!
Уроди, Боже,
Жито-пшеница,
Всяка пашница!
А в поле зерно,
А в доме добро!
С Новым Годом!
З увсем родом!
С Исусом Христом!
С Святым Рожаством!
Будьте здоровы!
(с. Каменский Хутор Климовского р-на)
Три типа сюжетов в засевальных песнях имеют тенденцию к территориальному закреплению. Первый имеет достаточно широкую географию, но зона его концентрации — Климовский и Стародубский районы. Несколько менее распространен второй сюжет, который преобладает в Стародубском районе, а третий встречается преимущественно в северной зоне юго-западной Брянщины — Клинцовском районе и на смежных с ним территориях Мглинского, Суражского и других районов.
Заключительный этап обряда засевания — одаривание пришедших детей, которых угощают в основном сладостями — конфетами, печеньем и т. п. В деревне Лобановка Климовского района зафиксированы сведения о том, что в прежние времена хозяева готовились к утреннему приему засевальщиков — пекли специальные изделия из теста: «Для засевальников пекли из теста и вырезали — и коников, куколок, бараночек. А дети бегали сеяли, засеватые им давали. Теперь уже хочут, чтоб гроши давали».
Оценивая современное состояние традиции, следует отметить, что новогоднее посевание — один из немногих календарных обрядов, который продолжает активно бытовать и в настоящее время. Люди пожилого возраста подчеркивают, что в советское время участие детей в этих обрядах сильно ограничивалось, иногда запрещалось школьным руководством. Поэтому послесоветский период можно считать временем возрождения детской календарно-обрядовой традиции. В современных условиях из всех элементов обряда наибольшей трансформации подверглись фольклорные тексты: при сохранении ритмико-интонационной стилистики они изменились в содержательном плане: из текстов ушли ныне уже «неактуальные» мотивы пожелания богатого урожая, и акцент переместился на тему получения даров. Также обращает на себя внимание появившаяся дифференциация засевальных текстов по исполнителям: они могут петься как от лица мальчиков, традиционно являвшихся участниками обряда, так и от лица девочек, которые прежде в засеваниях не участвовали:
Засевают мальчики:
Сею-сею, посеваю,
На поличку поглядаю,
На поличке сундучок,
Дай, хозяин, пятачок!
Пятачочка мало,
Дай ‘ще кусок сала!
(д. Ильбово Стародубского р-на)
Засевают девочки:
Я маленькая пикушечка,
Прилетела, як птушечка.
Чаго ж я прилетела?
Конфеточек захотела.
(д. Ильбово Стародубского р-на)