Личные песни нганасан
Личные песни бытуют повсеместно в местах проживания нганасан (Таймырский муниципальный район, поселки Усть-Авам, Волочанка, Новая, город Дудинка). Название личных песен на нганасанском языке — нгонэнэ балымэ — буквально означает «меня одного песня», «меня самого песня». Это определение может быть употреблено во втором или в третьем лице: нгонэнтэ балырэ (тебя одного песня) и нгонэнту балызы (его одного песня).
Нганасаны считают мелодию личной песни неотъемлемой принадлежностью человека, на которую имеет право только он один. Нельзя всуе исполнять чужую личную песню, на это издавна налагалось табу. По свидетельству тонкого исследователя культуры нганасан Г.Н. Грачевой, «мелодия составляла такую же принадлежность человека, как его мысли, его дыхание, одежда… Человек, запевший не свою мелодию, мог ожидать наказания от её владельца. Такие «передразнивания» вызывали серьёзный активный протест ещё в 1960-е гг., особенно когда молодые нганасаны пытались повторять мелодии стариков» (Грачева 1983, 56). Запрет восходит к древнему мировоззрению нганасан, к представлениям о душе, ее неприкосновенности, невозможности нанесения ей вреда. Про человека, исполняющего без разрешения чужой напев, говорят: «Он его душу, его ум украл».
Вместе с тем, в исполнительскую практику певцов и сказителей вошли песни давно умерших людей. Этому предшествовало, согласно существующим и поныне традициям, испрашивание разрешения на их исполнение у родственников умершего. Если таковых не было, певец молитвой просил согласия на исполнение песни у духа умершего. Бывали случаи, когда личная песня, особенно удачная по поэтическим и музыкальным достоинствам, становилась фольклорным произведением, и тогда повторных разрешений на её исполнение не требовалось.
У нганасан каждый человек, достигший взрослого возраста, имеет собственную личную песню — мелодию, на которую он импровизирует тексты в зависимости от жизненной ситуации. Личные песни обычно исполняются за работой (например, при починке сетей или шитье), в дороге, когда седок едет на нарте и т. д. Часто личные песни исполняются в застолье в качестве рассказа о себе и событиях своей жизни. В это время может происходить обмен личными песнями. Именно поэтому они всегда поются сольно, без сопровождения фоноинструментов.
Поэтические тексты личных песен обычно импровизируются в соответствии с конкретной ситуацией исполнения. В личной песне поется обо всем, что человека глубоко волнует, радует или огорчает. Отличительной особенностью песенных импровизаций является их мобильная структура. Лежащий в основе личных песен напев-формула полифункционален: он служит основой личной и застольной песен, может исполняться в пути, за работой, в ситуации общения и др.
Важным стилистическим моментом, отличающим стихосложение песен-балы и кэйнгэйрся, является шестисложная стиховая структура. Однако закономерности стихосложения в этих песнях не так важны для формообразования, как мелодические принципы.
Напев личной песни придумывается взрослым человеком самостоятельно в определенный период жизни и на всем ее протяжении не подвергается никакому изменению. Меняется лишь содержание песни, ее текст. Иногда исследователи пишут о напеве песни как о «мелодическом портрете» человека. По нашему мнению, интонационные возможности личных напевов очерчены кругом родовых мелодий и интонаций, то есть в личных напевах используются лишь те мелодические обороты, которые свойственны напевам рода, к которому принадлежит человек.
Личные напевы в силу запретов на их исполнение, а также импровизационности распеваемых на них текстов свободного содержания чаще всего забывались. Лишь немногие из них дошли до нас как фольклорные произведения.
Для напевов балы характерна развитая мелодическая линия и обилие вставных асемантических слогов (хo, o, хe, гe, йe, э), которые подвержены распевам, в то время как слоги основного смыслонесущего текста произносятся речитативом. Главную роль в личных песнях играет мелодический фактор формообразования: в строке (реже — строфе) начальная и/или заключительная мелодические формулы связаны с особой вокальной звукоподачей и выделены высотным или динамическим вибрато на длинном звуке.
Личные песни, в которых выражена реакция человека на окружающий мир, поют мужчины и женщины, занимаясь работой. Тип пения монологический, «для себя» (негромко, без зрелищных приемов). «Эти песни… свободные по своим текстам и большей частью импровизационные… не выживали, забывались после первого исполнения… Кто угодно может выражать свое счастье или горе в песне в любое время, но успех песни, естественно, зависит от артистических способностей исполнителя. И, хоть нет здесь профессиональных певцов, хорошие исполнители запоминаются» (Хайду, 1963. С. 70).
Личные песни постепенно уходят в прошлое, вытесняются жанром застольных песен.
Застольные песни (хуангкутуо бэлы, буквально «песня пьяного») появились позже личных песен. С уходом в прошлое многих традиционного быта нганасан застольные песни стали постепенно оттеснять личные песни, вбирая в себя их мелодическое оформление (напевы). В этих песнях человек обычно поет о самом сокровенном, потаенном, о своих обидах, неудачах. Во многих своих проявлениях хуанкутуо балы сродни молитвам-заклинаниям: человек просит богов (духов) о благополучии, выражает надежду на удачу; есть и озорные песни.
Мелодика хуангкутуо балы — застольных песен — отражает специфическую манеру их исполнения, своего рода «психоделическое» пение с обилием повторов, бессвязным бормотанием, резкими регистровыми «бросками» мелодии, глиссандированием при переходе от звука к звуку, метрической аморфностью.
В отличие от личных песен, нганасаны охотно исполняют застольные, слышанные ими когда-то от родственников и знакомых и почему-либо запомнившиеся.