В музыкальном быту малороссов основное место занимает коллективное вокальное исполнительство, представленное песенными формами. Сольно исполняются в основном речитативные жанры, которые народные исполнители не считают песнями. Как и во всех традициях, это колыбельные («люлюкать, когда дитя укачивают», «детей колыхать») и потешки — прибаутки, причитания по умершим «такэ страшнэ», исполнение которых определяют терминами тужить, прыказувать. В этой группе жанров возрастное разграничение репертуара не отмечено. Их хранителями и трансляторами в наши дни являются пожилые женщины. Жанры материнского фольклора и причитания постепенно уходят из быта; место традиционных голошений занимают псальмы.

Песни звучат на свадьбе, во время святочных обходов дворов и вождения весенних игровых хороводов. Свадебные и хороводные песни закреплены за женскими певческими коллективами. В святочных обходах дворов задействованы разные по полу и возрасту группы: женские, мужские, смешанные, детские.

Песенный репертуар как обрядовый, так и внеобрядовый чаще всего исполняется женскими певческими коллективами, реже смешанными, но с преобладанием женщин. Они формировались по разным принципам: семейному, соседскому (семейно-соседскому), производственному. Так, существовали ансамбли, состоящие из родственников или соседей-приятелей, живущих на одном краю улицы — в кутке («у нашем кутке»). Были также певческие группы из женщин, работавших в одном подразделении — полевой бригаде или на ферме.

Количество участников в стихийно сложившихся ансамблях невелико: от трех до семи человек. Основу репертуара составляют традиционные лирические, балладные и шуточные песни: «Шумлять вэрбы в кинци грэбли», «Ой, сады, мои сады зэлэнэньки», «Закувала зозулэнька в саду на помости», «В мэнэ батько нэ рид», «Ой, на покоси витыр вие», «На камини ноги мыла», «Ой, там на толчку, на базари» и др. Небольшая часть песен является авторскими, в том числе местного происхождения: «Над Волгой», «Кукушечка» (слобода Волошино), «Далеко от родного Ростова» (станица Мальчевская), «Песня о станице Кагальницкой» (сл. Н. Лакисова, станица Кагальницкая), «Понапрасну травушка измята» (слобода Нижне-Нагольная).

Певческие коллективы, как на Украине и в Белоруссии, именуют здесь гуртами. «Спивать гуртом», «у куче» (всем вместе) раньше было принято не только во время праздничных гуляний, но и по дороге на работу и обратно: когда шли (ехали) в поле, на ферму, на огороды (плантации) или сенокос, по ягоды. В последнее время поют в основном на застольях по поводу семейных и иных праздников в кругу родственников, друзей, соседей, изредка летними вечерами в своих кутках.

На застолье по случаю праздника, свадьбы, юбилея независимо от родственных и дружеских отношений иногда специально приглашают людей, имеющих репутацию хороших певцов и знатоков песен (как традиционных, так и современных). Так, в слободе Волошино известны Александр Петрович и Александра Кирилловна Ищенко. Из-за одинаковых имен их называют «Сашки». Александр Петрович, по характеру веселый, задорный человек, не только поет, но и играет на гармони.

Своеобразная традиция пения на Троицу существует в с. Головке. В воскресенье вечером на базарной площади собирается группа женщин, работавших вместе на ферме. Место их сбора — лавки под навесом — в селе называют ламбада. Пение этих женщин слышно и за пределами площади. В их репертуаре широко распространенные у украинцев песни «Ой, ты хмэлю, хмэлю», «По-за лугом зэлэнэньким», «Посияла огирочки», «Туман яром, туман долыною», «Ой, у поли озэрэчко», «Зэлэная вышня» и др.

Некоторые женщины специализируются в исполнении «поминальных» псальм. Такие группы, объединяющие женщин старшего возраста, есть в слободах Волошино, Шарпаевке, с. Маньково-Калитвенском, хуторе Ильинке и др. В некоторых местах существуют по две такие группы, конкурирующие друг с другом. Они известны не только у себя на родине, но и в соседних населенных пунктах, куда их приглашают на похороны и поминки. Так, в слободе Волошино знатоками псальм являются Л.П. Холодняк, И.Г. Клинченко, Н.И. Ерошенко, Л.М. Гайденко, Л.И. Самойлова; в с. Маньково-Калитвенском — Е.Ф. Лукашева, Н.П. Сыпченко, К.Е. Патрасенко, Л.Д. Чеботарева, Л.И. Гуденко, Р.К. Чередниченко; в хуторе Ильинке — М.С. Алексеенко, Л.Е. Морозова, П.В. Адамова; в слободе Шарпаевке — М.В. Толкунова, П.Ф. Горелова, Н.В. Демидова.

В каждом ансамбле есть запевалы, которые знают репертуар и порядок следования псальм в той или иной ситуации. Например, в слободе Волошино запевалой является Л.П. Холодняк, в хуторе Ильинке — М.С. Алексеенко, в с. Маньково-Калитвенском — Е.Ф. Лукашева.

В отличие от других жанров местной традиции репертуар псальм передается не только в устной, но и в письменной форме. Поэтические тексты содержатся в рукописных сборниках (тетрадках), которыми исполнители очень дорожат. Особую ценность имеют тетрадки, полученные «по наследству» от певиц старшего возраста. Участницы одной певческой группы знают до 20–30 псальм. Одни поют их по памяти, другие — по сборникам. Пение псальм и стихов является одной из форм времяпрепровождения, поэтому во время таких собраний исполняются тексты, не связанные с какими-либо определенными обстоятельствами («не покойнику касаются»). Пополнение репертуара происходит в результате контактов с исполнителями из других местностей — в доме отдыха, во время лечения в больнице. Специализация в исполнении псальм не исключала для певиц возможности пения в иных условиях (во время застолья, в кутке). Известны случаи, когда исполнительницы являются певчими в церковном хоре.

Наряду с традиционными формами исполнительства у малороссов существовали и организованные. Известно, что в конце XVIII и XIX вв. существовали хоры при храмах, с которыми занимались регенты. Именно хоры малороссиян отличались певческим мастерством и регентской выучкой. Певчими в них были как взрослые мужчины и женщины, так и дети. В слободах Миусского округа «маленькие хохлята, которые, едва научившись разбирать грамоту, понимают уже ноту и поют довольно недурно». Как пишет автор статьи в Донских областных ведомостях, «я не видел нигде, чтобы с такой любовью относились к пению. Тогда как в городах прихожане слушают пение безголосых причетников, хохлы услаждают свой слух пением певчих» (Путешествие по Миусскому округу 1879, с. 4).

При Советской власти (со второй половины 1920-х гг.) на Дону, как и по всей стране, получают распространение различные формы самодеятельного художественного творчества. Во многих населенных пунктах организовывали хоры. Наши информанты 1920–1930-х гг. рождения были участниками хоров при Домах культуры в 1960–1990-е гг., по числу участников (10–15 и более человек) превышающих бытовые ансамбли. Такие хоры были в слободах Дячкино, Ефремо-Степановке, Нижне-Нагольной, селах Головке, Маньково-Калитвенском, станице Мальчевской и др. В слободе Волошино хор числился при детском саде, в котором работали руководитель и некоторые певицы.

Репертуар хоров состоял из традиционных песен, преимущественно лирических бытовых, шуточных, исполняемых без сопровождения, и современных авторских, которые пели в сопровождении баяна. В программе хора слободы Волошино было приуроченное к Масленице представление, во время которого зрителей угощали «варэныками з сыром»; на сцене воссоздавалась обстановка сельского дома — с прялками, рушниками, мебелью и домашней утварью. Сами исполнители выступали в традиционной вышитой одежде. Хоры участвовали в праздничных мероприятиях в своей местности и выезжали с концертами за ее пределы. Семейные, уличные и организованные при Домах культуры певческие коллективы имели общий репертуар и, отчасти, состав участников. Стиль традиционного пения в самодеятельных хорах сохранялся в полной мере. «Новации» художественных руководителей касались в основном авторских песен, поэтому коллективы названных двух типов вряд ли можно противопоставлять.

Песни местной традиции распеваются многоголосно. В современной исполнительской практике отмечено три вида соотношения голосовых партий: дублирование в параллельном движении, функциональное противопоставление, координация через гармоническое созвучие. В двухголосии с дублировкой ведущим может быть как нижний, так и верхний голос; он поддерживается терциями, пристраивающимися сверху или снизу. В каденциях голоса сходятся к унисону или расходятся в октаву. Такая фактура характерна для святочных обходных, свадебных песен и псальм.

Функциональное противопоставление голосов выражено в двухголосии с верхним солирующим подголоском — подводкой (в балладных и лирических песнях), а также в диафонии, где остинатному, преимущественно бурдонирующему нижнему голосу противопоставлен мелодический верхний (свадебные песни).

В фактуре с подводкой оба голоса развиты в равной мере и имеют сходный ритмический рисунок. Поскольку подводка относится к типу подголосков октавной координации, все опорные звуки подчеркнуты октавными стяжениями. О двухголосии с подводкой исполнители говорят: «нижний заводит песню» и «басует», верхний — «выводит».

В лирических песнях основной голос может развиваться гетерофонно; музыкальная ткань насыщается созвучиями из трех звуков за счет эпизодического выделения среднего голоса. В отдельных протяжных песнях отмечено полифоническое двух-трехголосие с основным — средним — голосом, басом и подводкой. Такой стиль пения характерен для замкнутых (по выражению Е. В. Гиппиуса) ансамблей, в которых каждую партию ведет один исполнитель.

Элементы функционально-гармонического мышления обнаруживают себя в ходах бурдонирующего голоса в диафонии. В святочных песнях и псальмах наблюдается влияние кантового трехголосия, правда не проводимого последовательно в качестве фактурного принципа: параллельно-терцовому движению ведущих голосов противостоит эпизодически появляющийся бас.

Наряду с вокальным в традиции малороссов существует и инструментальное исполнительство. Бытование таких инструментов как балалайка и гармонь зафиксировано в поселениях бывшего Донецкого округа Области войска Донского, расположенных по реке Белой Калитве, ее притокам и реке Полной (в слободах Верхне-Макеевка, Колушкино, Криворожье, станице Мальчевской, с. Маньково-Калитвенском и Головке; слободах Волошино, Нижне-Нагольной). О гитаре и скрипке упоминают в слободе Волошино. В сфере инструментального музицирования не прослеживается разграничение форм исполнительства на мужское и женское. Так, в слободе Волошино известны гармонист и гармонистка А.П. Ищенко, дуэт балалаечников в составе Н.А. Сидорова и М.Ф. Васиной[1], в с. Маньково-Калитвенском — гармонист А.Г. Лущиков, а в станице Мальчевской — гармонистка Л.К. Чумакова.

В репертуаре инструменталистов — песенные, частушечные, включая страдания, плясовые и танцевальные наигрыши: «Когда б имел златые горы», «Матаня», «Семеновна», «Яблочко», «Барыня», гопак, «Цыганочка», галоп, краковяк, вальс, полечка, «Карапет», «Наурская». Упомянутые наигрыши имеют широкое распространение не только на Дону, но и по всей России (Рудиченко 2003). Известны также кадрильные песни «На реченьку» и «Ветреная» («Бедная»).

Исполнение кадрили включает танец в две пары, игру на инструментах и пение. Поют, как правило, танцующие женщины. В слободе Волошино бытовала традиция пения «под язык» — трындыкать. Частушки, страдания, припевки-прыказки («Яблочко») и отдельные песни («И шумыть, и гудэ») могли петь сами инструменталисты. Таким образом, можно говорить о наличии в традиции малороссов и вокально-инструментального исполнительства.

В прошлом гармонь была неизменным спутником молодежных уличных гуляний. Гармошечные наигрыши сопровождали пение, танцы и игры. Как вспоминала Е.Ф. Лукашева (с. Маньково-Калитвенское), «гармоня грае, а мы прыгаем». Подобные развлечения были и на девичнике (вэчири) у невесты. Сейчас под гармонь во время застолий поют популярные народные и авторские песни: «Ты ж мэнэ пидманула», «Над тихой речкой рос кудрявый клен», «Ромашка белая» и др.

Инструментальное ансамблевое музицирование, за исключением дуэта балалаечников, экспедициями 1990–2005 гг. не зафиксировано. По сведениям информантов, в слободе Верхне-Макеевке и с. Головке раньше существовали ансамбли в составе: цимбалы, бубен и скрипка, либо бас (басоля, большая скрипка — виолончель); балалайка, скрипка и большая скрипка.



[1] М.Ф. Васина оценивает игру на балалайке своего партнера Н.А. Сидорова: «у (й)ого выговаривае».

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Аудио
01 Протяжная лирическая песня «Ой, вэрба ты вэрба та ты кудрявая» в исполнении Н.М. Кравченко, Н.Н. Кравченко из ст-цы Мальчевской Миллеровского р-на Ростовской обл.
00:00
Содержание
Смотрите также
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна