Баргузинская долина в Республике Бурятия
«Почитание культовых мест в Баргузинской долине осуществляется на основе календарного цикла и привязана к основным сезонам: начало года (сагаалган), обряды весны и осени (хабар намарай харайн сэржэм -Ургел), летние — умилостивительные обряды устраиваемые перед началом пахоты (конец мая), заготовки кормов для скота (июль — август), сбора урожая (август — сентябрь)» — пишет современный исследователь Б.Ц. Гомбоев. Культовые места, есть не что иное, как объекты ландшафта, состоящие из ритуальных, символических объектов поклонения, которые, в целом служат созданию образа божества — «духа — хозяина» местности, которому посвящаются обращения и ритуальная пища обрядов жертвоприношения. Признание ламаизмом шаманских «духов — хозяев» отмечалось многими исследователями. Известный бурятский востоковед Г.Ц. Цыбиков пишет: «Что касается содержания культа, то ламаизм признает существование шаманских «хозяев мест». Ламаизм отвергает кровавые жертвоприношения духам, но все же оставил жертвоприношения в виде частей животного (ноги, кишки и т. п.)».
Культовые места Боргузинской долины подразделяются на памятники природы: окружающие горы, скалы, пещеры, сопки, перевалы, священные камни, священные источники, одиноко стоящие или необычные деревья, реки, озера, места проживания родителей, предков, урочища, рощи, и памятники культуры. Буддийскими культовыми местами можно считать местности, где были построены монастыри — дацаны (Борогол, Сагаанур, у подножья горы Бархан — уула, Курумкан), часовни бумханы у подножья горы Бархан — уула, Добун, Арбун, Гагаринский и Буксыкенский источники. Изначально эти места были шаманскими. Культовые места, сохранившиеся с былых времен и недавно возрождаемые, с одной стороны, отражают, с другой — содействуют сохранению этнической идентичности.