Григорий Заславский: «Проведение Года театра — это инвестиция»
Член оргкомитета Года театра в России, ректор Российского института театрального искусства — ГИТИС Григорий Заславский о показателях и реформах в отрасли.
— Григорий Анатольевич, как вы считаете, Год театра — это в первую очередь масштабный праздник или стратегическая инвестиция?
— Наверное, в стране имеет смысл объявлять тематический год, когда ситуация или совсем плохая, или, наоборот, достаточно хорошая и заслуживает еще большей поддержки. Объявление Года театра — совсем не только дань великому прошлому советского, русского театра, а прежде всего признание совершенно верной стратегии развития театрального отрасли и всего, что делает Министерство культуры, стимулируя рост посещаемости. За последние семь лет посещаемость театров увеличилась на 25% — с 30 млн до 38 млн человек. Это очень существенный рост. Вряд ли другие сферы могут похвастаться такими же существенными результатами.
Театр — это место, где поднимаются и ищутся ответы на самые важные вопросы. Жизни и смерти, смысла жизни, смысла институтов важнейших. И государство понимает, что не так много мест, где имеется возможность поставить серьезные вопросы и искать пути их решения. Театр — это такое место. Поэтому я считаю, что проведение Года театра — это инвестиция.
— На что направлена программа Года театра?
— Громкие мероприятия необходимы такому событию, как Год театра. Всероссийский театральный марафон помогает театрам очень активно перемещаться из региона в регион. Он позволяет артистам знакомиться с новыми художественными методами, режиссурой, формами экономического существования театра и привлечения новой публики.
В событиях Года театра специально участвуют знаковые лица. Если не приедет Ольга Юрьевна Голодец — возможно, не будет столь высокого внимания к театрам губернаторов; если не приедет Игорь Верник — не подтянется публика, которая в другой ситуации в театр не пришла бы. Смысл Года театра — привлечь новую аудиторию и приумножить количество зрителей.
— Как меняется отрасль в России в последние десятилетия?
— Впервые за очень многие годы русские театры за рубежом начинают получать регулярную профессиональную помощь. Русские театры в странах СНГ получают теперь поддержку в рамках проекта «Большие гастроли». Раньше этого не было. И это не разовая история, а форма работы Федерального центра поддержки гастрольной деятельности, который впервые за десятилетия возрождает то, без чего театр существовать не может. Меня это не просто радует — это какой-то кардинальный перелом в театральной жизни России.
Проводится очень серьезная и осмысленная работа Минкультуры по повышению профессиональной подготовки специалистов в российских театрах. Также оно последовательно борется с тем, чтобы бюджетные места на актерские и режиссерские факультеты появлялись только в тех институтах, которые уже имеют опыт воспитания национальных кадров для своих регионов.
На первый взгляд кажется, что раз есть выдающийся актер в местном театре, то он может начать воспитание кадров. Тайна качественного образования ГИТИСа, «Щепки», «Щуки», МХАТа и других институтов — в том, что за каждым мастером стоят по 10–20 выдающихся специалистов. И только вместе они добиваются того, что из мастерской Хейфеца выходят Виктория Толстоганова, Павел Деревянко, Александр Петров, Нина Чусова и другие.
На первый взгляд кажется, что раз есть выдающийся актер в местном театре, то он может начать воспитание кадров. Тайна качественного образования ГИТИСа, «Щепки», «Щуки», МХАТа и других институтов — в том, что за каждым мастером стоят по 10–20 выдающихся специалистов. И только вместе они добиваются того, что из мастерской Хейфеца выходят Виктория Толстоганова, Павел Деревянко, Александр Петров, Нина Чусова и другие.
— Есть ли такое понятие как более театральные регионы? Например, Приволжский федеральный округ, в частности Татарстан, традиционно занимает высокие строки в рейтинге посещаемости театров.
— Определенно, есть. Есть регионы с художественными театральными авторитетами, регионы, в которые театры из других городов приедут на фестивали без гонорара. Например, к такому мастеру, как Бычков, приехать лестно. В Татарстане происходит совершенно очевидное национальное возрождение, и театр там становится местом, где это возрождение приобретает очень цивилизованные формы, где ставятся серьезные вопросы. Театр для них — необходимость.
— Какие книги о театре должен прочитать каждый человек?
— Тут я буду очень банален. Конечно, это «Моя жизнь в искусстве» Константина Станиславского и мемуары Михаила Щепкина. Также очень интересны записи репетиций Всеволода Мейерхольда и Владимира Немировича-Данченко.