Сергей Афанасьев: «Проблемы отдельных театров не обратили бы на себя внимания вне Года театра»
О глобальных задачах Года театра, а также о планах Новосибирского городского драматического театра в 2019 году рассказал художественный руководитель учреждения, член оргкомитета по проведению Года театра в России Сергей Афанасьев.
— Сергей Николаевич, какими вы видите основные проблемы театральной отрасли и насколько программа Года театра помогает в их решении?
— На мой взгляд и на взгляд Союза театральных деятелей и специалистов из области экономики и управления, с которыми СТД сотрудничает, одна из главных проблем театральной отрасли — тотальное непонимание управленцами и законотворцами самой специфики театрального дела. Один из главных вопросов, который сейчас пытается решить СТД совместно с Министерством культуры, — театр не должен принадлежать к сфере услуг. В настоящее время государство пытается математически рассчитать трудозатраты, необходимые для создания художественного образа, костюма, грима, декораций, музыкального оформления и т. д. Но это просчитать невозможно, потому что творческий труд есть творческий труд. Театр — это живой организм, существующий по особым законам.
К проблемам театральной отрасли я бы отнес и определенные мифы, связанные с театром, которые существуют в народе. Например, миф о самоокупаемости театра. Этим мифом руководствуются и некоторые законотворцы, которые предлагают вывести театр из бюджетного финансирования и заставить окупать себя, продавая билеты, обслуживая население. Уже неоднократно доказано экономистами, исследователями театрального дела, что театр — институт затратный, который требует невозвратных субсидий. Все деньги, которые театр зарабатывает, являются лишь способом дополнительной поддержки театра.
Безусловно, Год театра объявлен для того, чтобы привлечь внимание к тем самым глубинным, насущным проблемам. В частности, сейчас ведется активная подготовка к принятию закона о культуре, в котором очень подробно будет прописан юридический, экономический статус всех театральных учреждений. Есть и точечные решения проблем в рамках Года театра — например, проблемы отдельных театров, которые никогда бы не обратили на себя внимания вне Года театра.
— Как вы считаете, что может дать Год театра — учреждениям, артистам, народу?
— Это три разных направления. Учреждениям он может дать определенную свободу в работе над созданием произведения театрального искусства. Артистам — повышение материального благосостояния, чтобы они не думали о хлебе насущном. Народу этот год может дать большую доступность театрального продукта, потому что задача Года театра — активизировать гастрольную деятельность, помочь многим театрам оторваться от своих мест, выехать в другие города, поселки. На одном из заседаний оргкомитета по Году театра Ольга Юрьевна Голодец сказала, что наша задача в этот год, чтобы в стране не осталось ни одного зрителя, который бы не посетил театр.
— Как этот Год повлияет на развитие непосредственно вашего театра? Какие события будут происходить?
— Проблема нашего театра вынесена на обсуждение на самый высокий уровень — на уровень вице-премьера Ольги Юрьевны Голодец. Сегодня все: и губернатор, и мэр — знают о том, что театр уже 30 лет «ломится в открытые двери», пытаясь создать более комфортные условия в первую очередь для зрителей, для жителей города Новосибирска, которые приходят к нам в театр. Я очень надеюсь, что мечты с переходом театра в новое отремонтированное здание воплотятся или начнут воплощаться в этот Год театра.
Что касается событий, возможно, будет решен вопрос о финансировании из федерального или областного бюджета реконструкции здания кинотеатра «Пионер», которое выделено театру уже три года назад.
— 2019-й — четвертый год, посвященный гуманитарной сфере. Год культуры, литературы, кино и теперь театра. 2020-й также обещали посвятить народному творчеству. Как вы считаете, о чем это говорит и наблюдаются ли изменения в культурной жизни России в последние годы?
— Безусловно, наблюдается изменение в культурной жизни России в последние годы. И, к счастью, это зависит не от позиции тех или иных властей — к счастью, это зависит от самой культуры. Культура, как некий продукт жизнедеятельности всего народа, становится у нас богаче, шире, доступнее. Конечно же, этому способствуют и новые информационные технологии, которые появляются сейчас в пользовании общества: театр становится доступнее для самых отдаленных уголков страны. Безусловно, чем цивилизованнее становится наша страна, наше общество, тем больше интереса к культурной, духовной жизни у нее появляется.
— Какие принципиально новые вехи задаст 2019 год в развитии отрасли?
— Если будет принят закон о культуре, в котором будет подробно описан статус культурных учреждений и театральных учреждений в частности, — это будет огромный толчок к дальнейшему развитию театра и других учреждений культуры. Тем самым будет популяризировано значение театра, и очень многие люди, которые раньше никогда бы не сходили в театр, вдруг соприкоснутся с этим, и пойдет цепочка дальнейшего интереса к театру. Это как чемпионат мира по футболу, который не только принес стране нематериальные выгоды, но и повысил интерес к спорту вообще.
2019 год изменит статус и самооценку не только самих театральных деятелей, но и людей, которые являются потребителями театрального искусства. Они и так всегда гордились нашим театром, но после этого года они узнают еще больше о нем.
Более того, Год театра — это не локальное мероприятие, которое происходит и освещается только внутри России, — о нем знают и за рубежом, и у наших зарубежных коллег есть к этому большой интерес. Мне кажется, Год театра только поможет театральной отрасли выполнять свои основные задачи в дальнейшем, развиваться и расти.
Более того, Год театра — это не локальное мероприятие, которое происходит и освещается только внутри России, — о нем знают и за рубежом, и у наших зарубежных коллег есть к этому большой интерес. Мне кажется, Год театра только поможет театральной отрасли выполнять свои основные задачи в дальнейшем, развиваться и расти.
Смотрите также