Шершавым языком плаката
В Центральном Манеже открылась выставка «История советского кино в киноплакате. 1919–1991», которая продлится до 13 июня.
Выставка проводится в рамках Года российского кино и предлагает вспомнить его историю с помощью рекламных плакатов к популярным, менее известным и даже вовсе забытым фильмам разных лет. Киноплакат — интереснейший феномен изобразительного искусства XX века. Ныне, увы, мы говорим об этом жанре как о примете прошлого. Рекламные постеры и новые мультимедийные средства рекламы пришли на смену рукотворным киноплакатам. Конечно, и в советские годы плакаты к фильмам печатались типографским способом (ведь тиражи кинолент были огромными), но сначала над ними долго трудились художники. Кстати, этот процесс — выработка нужной концепции плаката — представлен в первой секции выставки в Манеже. Там вы можете увидеть, как менялся плакат к фильму — от первого эскиза до конечного варианта, какие требования выдвигали художнику заказчики (прямо на рисунках видны надписи и штампы).
Выставка очень большая, и устроители условно делят ее на четыре раздела: 1920-е годы, 1930-е — середина 1950-х, эпоха оттепели, конец 1960-х — начало 1990-х. Последовательность экспозиции дает возможность зафиксировать взлеты и периоды упадка жанра. Конечно, плакаты 20-х, выполненные, например, братьями Стенбергами (к фильму Бориса Барнета «Девушка с коробкой»), Израилем Боградом (к «Аэлите» Якова Протазанова), Владимиром Силкиным (к «Броненосцу «Потемкин» Сергея Эйзенштейна), являются, по сути, самостоятельными произведениями. Художники-авангардисты 20-х охотно и быстро освоили новый жанр на стыке изобразительного искусства и дизайна. Кстати, большую часть плакатов предоставил для выставки Московский музей дизайна. Также киноплакатами из своих фондов поделились Музей современной истории России, Российская государственная библиотека, Музейно-выставочный центр «РОСИЗО» и частные коллекционеры, наследники художников.
Следующий пик в развитии жанра, конечно, эпоха оттепели. Плакаты к фильмам вновь становятся самоценными произведениями, а не только приложениями к фильмам. В эти годы типы киноплаката разнообразятся: это рисованные плакаты-афиши, коллажи из фотографий-кадров и художественных элементов. На выставке этому периоду отведен отдельный уголок, где сразу чувствуется, какой скачок совершило тогда отечественное кино. «Я шагаю по Москве», «9 дней одного года», «Берегись автомобиля», «Андрей Рублев» — плакаты к этим этапным картинам представлены в Манеже.
Нынешняя выставка хороша еще и тем, что на ней в изрядном количестве представлены плакаты к фильмам, снятым на республиканских студиях. Для людей, ценящих советское кино во всем его национальном многообразии, это прекрасная возможность вспомнить замечательные картины — «Красавицу» Арунаса Жебрюнаса («Литовская киностудия»), «Белый пароход» Болота Шамшиева по одноименной повести Чингиза Айтматова («Киргизфильм»), «Первого учителя» Андрея Кончаловского, также по повести Айтматова («Киргизфильм» и «Мосфильм»), «Покаяние» Тенгиза Абуладзе («Грузия-фильм»), «Иглу» Рашида Нугманова («Казахфильм»).
Те, кто постарше, наверняка вспомнят многие плакаты, развешанные в Манеже. Когда-то они красовались на стенах кинотеатров, а теперь являются экспонатами музейных и частных коллекций. Может быть, и у вас на чердаке хранятся рулоны старых киноплакатов? Они могут стать базой для семейного собрания произведений искусства.
Организаторы: Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» и Московский музей дизайна при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
Смотрите также