Андрей Рублев
История создания фильма
Идея создания фильма о жизни великого русского иконописца Андрея Рублева принадлежала актеру Василию Ливанову, который мечтал сыграть в этом фильме главную роль. Он же придумал и первое название картины — «Страсти по Андрею». Первоначальный замысел, которым Ливанов поделился со своими друзьями Андреем Тарковским и Андреем Кончаловским, сильно изменился.
Главная роль была предложена молодому свердловскому актеру Анатолию Солоницыну. Но на пробах Андрей Тарковский все время был недоволен его излишней театральностью. Долго актеру не давали никакого ответа, пока в конце концов Тарковский не принял волевое решение: главное, что душевный склад Солоницына соответствует создаваемому образу иконописца, а театральность можно скорректировать во время съемок. И надо сказать, что выбор оказался верным. Солоницын с таким воодушевлением живописал своего героя, что никакого намека на театральность не осталось, а только лишь фантастическая правдоподобность, которая порой давалась каторжным трудом. Например, когда по сценарию Андрей Рублев давал обет молчания, актер действительно молчал четыре месяца, чтобы на съемках в сцене, где он прерывает обет, его голос звучал слабо и хрипло.
В фильме появился актер и режиссер Ролан Быков. Свою роль скомороха он самостоятельно продумывал до мелочей: сам готовил танцы, создавал костюм, сочинял присказки и частушки, хотя последнее было вызвано скорее тем, что реальные частушки того времени, как оказалось, содержали огромное количество ненормативной лексики.
Не так просто складывалась работа в этом фильме и актера Николая Бурляева. Изначально ему была предложена роль ученика Андрея Рублева — Фомы, но молодой актер захотел играть колокольного подмастерья Бориску. Для этой роли Бурляева пришлось «омолаживать» почти на 15 лет, так как увеличивать возраст подмастерья режиссер отказался наотрез.
Вообще, Андрей Тарковский проявлял на съемках фантастическое упрямство. Пренебрегая длиной пленки и скудостью финансирования, он стремился снимать все подряд, и только после этого из отснятого материала собирать то, что ему действительно нужно. Только вмешательство Андрея Кончаловского, предложившего разделить фильм на восемь новелл, спасло съемки от полной остановки.
Натурные съемки картины были очень непростыми и охватывали множество старинных русских городов: Суздаль, Псков, Изборск, Владимир и др. При этом во время съемок реквизиторы и инженеры едва не спалили Успенский собор во Владимире, забыв засыпать дымовые шашки, необходимые для создания искусственного пожара, песком. А из-за плохой организации съемочного процесса сцены, которые предполагались летними, снимались поздней осенью, когда трава покрывалась инеем, а пруды и озера по большей части стояли под толстым слоем льда. И если по сценарию герой должен был упасть в пруд, то лед ломали, актеру давали 100 граммов водки и только после этого начинали снимать.
Картина была принята жестко. Ее осудили все — причем не только чиновники, но и, к примеру, писатель-диссидент Александр Солженицын. В первый раз фильм вышел только в 1971 году — сильно сокращенным. И лишь в разгар перестройки на экранах появилась полная версия картины, завоевав заслуженную любовь зрителей и международное признание всех ценителей настоящего, высокого кинематографа.
Лекция о фильме «Андрей Рублев»
Лекторы: актеры Лариса Бравицкая, Николай Бурляев, Агния Кузнецова и Ирина Лачина.