«Две Анны»: Ахматова и Павлова в балете на Основной сцене БДТ

1 и 2 февраля на Основной сцене Большого драматического театра им. Г.А. Товстоногова пройдут премьерные показы балетного спектакля «Две Анны». Постановка, посвященная Анне Павловой и Анне Ахматовой, станет совместным проектом Международного фестиваля искусств «Дягилев P.S.» и продюсерской компании MuzArts.
Спектакль рассказывает историю о балерине Анне Павловой и поэте Анне Ахматовой, которые стали символами Серебряного века. Связующим звеном двух постановок становится поиск себя и родственной души в хаотичном мире, поиск любви и поиск признания.
Героиней первого отделения спектакля станет Анна Ахматова. Постановка «Анна Ахматова. В чертогах памяти» посвящена отношениям Ахматовой с итальянским художником Амедео Модильяни. Их первая встреча состоялась в Париже, во время медового месяца тогда еще Анны Горенко и Николая Гумилева. Ахматова вскружила Модильяни голову, и ее образ стал преследовать художника повсюду. Спустя зиму Ахматова вернулась в Париж уже одна, сказав мужу, что хочет увидеть Русские сезоны Сергея Дягилева. Анна и Амедео бродили по улицам, проводили дни и ночи в его мастерской, и художник создал несколько ее обнаженных портретов, из которых сохранился только один рисунок.
«Вероятно, мы оба не понимали одну существенную вещь: все, что происходило, было для нас обоих предысторией нашей жизни: его — очень короткой, моей — очень длинной. Дыхание искусства еще не обуглило, не преобразило эти два существования, это должен был быть светлый, легкий предрассветный час», — вспоминала Ахматова.
Хореографом-постановщиком истории Анны Ахматовой стал Юрий Посохов, один из самых ярких хореографов современности, трехкратный лауреат премии «Золотая маска», а также обладатель приза Benois de la Danse за хореографию балетов «Герой нашего времени» и «Нуреев». Юрий Посохов продолжает традиции русского классического балета, обогащая его смелыми элементами современного танцевального стиля.
Спектакль «Анна Ахматова. В чертогах памяти» поставлен на экспрессионистическую музыку Фортепианного квинтета фа минор Сезара Франка в исполнении камерного оркестра OpensoundOrchestra при участии пианиста Андрея Коробейникова.
Во втором отделении зрители увидят постановку «Анна Павлова. Без любви», посвященную знаменитой балерине начала XX века и главным героям ее жизни. Постановка рассказывает, как Павлова превратилась из гадкого утенка в роскошного лебедя благодаря Энрико Чекетти, ее учителю, и как хореограф Михаил Фокин, очарованный ею, пытался добиться взаимности. Не завоевав сердца Павловой, Фокин создал для нее хореографическую миниатюру «Умирающий лебедь» как метафору несбывшейся любви. Образ лебедя стал визитной карточкой Павловой: она исполняла этот номер во время мировых гастролей около 4000 раз.
Судьбоносной для балерины стала встреча с Виктором Дандре, ее покровителем и возлюбленным. Благодаря ему она познакомилась с Сергеем Дягилевым и покинула Россию. Но и сама Павлова сыграла в судьбе Дандре роль спасительницы: освободила его от ареста, выплатив колоссальных размеров залог, и добилась его тайного, по поддельным документам, переезда в Лондон. С тех пор он следовал за любимой повсюду. Сама Павлова видела в Дандре близкого человека и спасение от одиночества. Также спектакль расскажет о встречах балерины с Чарли Чаплином и Александром Вертинским.
Балет «Анна Павлова. Без любви» поставил Павел Глухов, лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа хореографа» и обладатель премии «Душа танца» в номинации «Звезда современного танца». Ранее Павел Глухов создал одноактный балет «Дуо» на музыку Алексея Ретинского, который соединил двух культовых танцовщиц XXI века — Диану Вишнёву и Дарью Павленко.
Музыку к балету «Анна Павлова» написал композитор Илья Демуцкий, лауреат премии Европейской киноакадемии «Лучший композитор — 2016» и лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» за балет «Герой нашего времени».
Над костюмами для обоих балетов работала Светлана Тегин, член Союза дизайнеров и Московского союза художников. «Для каждой из частей балета «Две Анны» я решила сделать костюмы, максимально непохожие друг на друга. В поиске образов я опиралась на сюжет либретто. Для меня было важно подчеркнуть и усилить характер хореографии Юрия Посохова и Павла Глухова, — рассказала она. — Цветовое решение и силуэты костюмов у каждой части балета совершенно разные. В одной я использовала струящиеся линии и яркие цветовые акценты. В другой, напротив, — архитектурный крой, жесткие формы, контрастные монохромные сочетания. При этом в обеих историях я стремилась использовать характерные образы прошлого века».
В спектакле «Две Анны» заняты актриса театра и кино Полина Маликова (Толстун), прима-балерина Большого театра Елизавета Кокорева, артистка балетной труппы Большого театра Ярославна Куприна, солистка балетной труппы Большого театра Ульяна Мокшева, прима-балерина Большого театра Элеонора Севенард, прима-балерина Большого театра Анастасия Сташкевич, танцовщик и хореограф Ильдар Гайнутдинов, премьер Большого театра Вячеслав Лопатин, артист балета Макар Михалкин, первый солист балетной труппы Большого театра Даниил Потапцев, первый солист балетной труппы Большого театра Алексей Путинцев, пианист Андрей Коробейников.

Смотрите также

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2025 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна