Позабытые живописцы — братья известных художников: Брюллов, Коровин и другие

Нередко знаменитая фамилия — не подспорье в карьере, а наоборот. Особенно если ты художник и у тебя есть более знаменитый брат. Вспомним пятерых русских мастеров, которым пришлось искать свою дорогу в искусстве, вместе с Софьей Багдасаровой.

Александр Брюллов

Александр Брюллов. Портрет графини Наталии Строгановой. Начало 1830-х годов. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Александр Брюллов. Автопортрет (фрагмент). 1830. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Александр Брюллов. Портрет Анны Баратынской (фрагмент). 1830-е. Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород
Блестящий автор «Последнего дня Помпеи»
Карл
приходился ему младшим братом. Они были сыновьями скульптора Павла Брюлло. Конечная буква «в», которая превратила их французско-немецкую фамилию в русскую, была пожалована братьям императором перед пенсионерской поездкой в Италию. (Третий брат Федор, который специализировался на церковной живописи, остался Брюлло.)
Александр много трудился как архитектор (например, построил Михайловский театр
). Но в историю русского искусства он вошел как портретист, оставивший множество изображений аристократов пушкинской эпохи. Он предпочитал воздушную технику акварели и был очень популярен.

Аполлинарий Васнецов

Аполлинарий Васнецов. Базар (фрагмент). 1902–1903. Государственный исторический музей, Москва
Николай Кузнецов. Портрет Аполлинария Васнецова. 1897. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Аполлинарий Васнецов. Московский застенок. Конец XVI века (фрагмент). 1912. Музейное объединение «Музей Москвы», Москва
Главный русский сказочник Виктор
был старшим из сыновей священника Вятской губернии. (Их третий брат Александр стал учителем и собирателем фольклора). Виктор, который учился в Академии художеств
, вытащил талантливого младшего брата в Петербург, однако тот не пошел по его стопам, в Академию, и сдал экзамен на народного учителя.
Со временем Аполлинарий
понял, что ошибся и искусство — это действительно его призвание. Он много работал в графике и прославился как автор пейзажных и исторических картин и рисунков, в особенности исторических реконструкций древней Москвы.

Сергей Коровин

Сергей Коровин. К Троице (фрагмент). 1902. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Сергей Коровин. Автопортрет. Вторая половина XIX века. Елецкий городской краеведческий музей, Елец
Сергей Коровин. На миру (фрагмент). 1893. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Его младший брат Константин
 — один из самых значительных русских «импрессионистов», проявивший себя в разных жанрах. Братья родились в купеческой семье, и Сергей первый пошел по дороге изучения искусств. Любопытно, что Константин сначала хотел учиться на архитектора.
В отличие от прославленного брата, чьи полотна кипят жизнью, пышут цветом, хотя порой и бессюжетны и написаны ради чистого наслаждения красотой, Сергей шел по стопам передвижников. Сюжет — назидательный, нравоучительный — был для него главным. Но время подобных картин тогда уже давно прошло…

Альберт Бенуа

Альберт Бенуа. Порт (фрагмент). 1895. Национальный музей изобразительных искусств имени Гапара Айтиева, Бишкек, Киргизия
Альберт Бенуа. Вечер на взморье (фрагмент). 1910. Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева, Иркутск
Альберт Бенуа. Берег Финского залива (фрагмент). XIX век. Частное собрание
Его брат Александр
 — один из столпов Серебряного века
, был младше его почти на 20 лет. Их отцом был Николай Бенуа — известный архитектор, этой же профессией занялся третий брат Леонтий, а сестра Екатерина, увлекавшаяся живописью, вышла замуж за архитектора Лансере и была матерью Зинаиды Серебряковой
.
Альберт тоже начинал с карьеры архитектора, но потом переключился на графику. Он стал одним основателей Кружка русских акварелистов, причем из всех жанров Альберт предпочитал пейзажный. После революции он оказался в эмиграции, где умер в возрасте 84 лет в окружении семьи.

Яков Аргунов

Яков Аргунов. Портрет Елизаветы Бантыш-Каменской. 1823. Ярославский художественный музей, Ярославль
Яков Аргунов. Портрет неизвестной. 1830. Частное собрание
Яков Аргунов. Портрет графини Варвары Разумовской. 1824. Музей-усадьба «Кусково», Москва
Его знаменитый старший брат Николай Аргунов
был крепостным художником графов Шереметевых
. Именно его кисти принадлежат портреты прекрасной Прасковьи Жемчуговой (в том числе во время беременности) и ее мужа-вельможи, который пренебрег всеми приличиями и женился на актрисе. Яков, как и Николай (а также третий брат Павел, ставший архитектором), унаследовал художественные способности от отца — Ивана Аргунова, одного из самых талантливых русских портретистов середины XVIII века.
Графиня Прасковья умерла родами, через шесть лет скончался ее супруг, и в память о покойной, согласно его завещанию, все крепостные, в том числе братья Аргуновы, получили вольную.
Не обладая даром старшего брата, как частный портретист Яков не преуспел. Зарабатывал он преподаванием живописи и рисунка в училищах и гимназиях, а также графикой и созданием подготовительных рисунков для гравюр.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна