В главной роли — куклы
Говорят, улыбаются, ходят и даже танцуют: куклы на экране ведут себя словно живые. Но легкость их движений — результат кропотливой работы команды аниматоров. Каких только хитростей не придумали мастера за всю историю объемной анимации! О самых известных экспериментах в этой области читайте в нашем материале.
Бой жуков, или Рождение кукольной мультипликации. «Месть кинематографического оператора»
Идея заменить киноактеров насекомыми у энтомолога Владислава Старевича родилась после того, как он увидел в лесу бой жуков. Будущий режиссер решил включить этот эпизод в документальный фильм, но свет от кинокамер пугал насекомых. Тогда Старевич препарировал жуков, вставив в их тельца тонкую проволоку. С этого момента в истории кино и началась новая эра — эра объемной анимации.
Появление насекомых на экране вызвало ажиотаж. Зрители считали, что все «актеры» Старевича живые. Газеты восторженно писали о феноменальном таланте режиссера дрессировать жуков, а сам мастер не спешил разубеждать доверчивую публику.
«Всем еще памятен тот успех, которым в прошлом сезоне пользовалась прелестная картина из этого цикла «Прекрасная Люканида» — костюмная драма, разыгранная жуками. Много суждений и догадок вызвала эта картина прекрасной игрой жуков, их жестами и движениями — совершенно человекообразными. Теперь перед нами такая же фильма, но более современного жанра — «Месть кинематографического оператора». Тут нет Средневековья, нет битв, но зато есть пламенные объяснения в любви, танцы «знаменитой босоножки», прогулка на автомобиле и езда на мотоцикле».
«Вестник кинематографии». № 47, 1912 год
Встреча кукол и людей. «Новый Гулливер»
Первый в мире полнометражный звуковой фильм, совместивший актерскую игру и мультипликацию, вышел на экраны в 1935 году. Все жители страны Лилипутии — куклы. На съемках картины их было более полутора тысяч, в том числе глиняные куклы работы скульптора Ольги Таежной.
Многие сцены, в которых участвовали куклы и реальные актеры, снимались покадрово, как обычные анимационные фильмы. Владимиру Константинову, сыгравшему роль Гулливера, приходилось подолгу находиться в статичном положении, пока снимались фазы движения кукол.
Фильм с успехом прошел не только в СССР. Права на показ картины приобрели еще девять стран, в том числе и США.
«В ту самую минуту, когда мы подумали о том, как далеко мы теперь от Москвы, перед нами заструились огни кинематографа «Камео». Там показывали советский фильм «Новый Гулливер».
Илья Ильф и Евгений Петров. «Одноэтажная Америка»
Люди в футлярах. «Золотой ключик»
В этой истории Александра Птушко актеры и куклы также оказались на одной площадке. С новыми нюансами. Актрису Ольгу Шаганову-Образцову, сыгравшую Буратино, буквально превратили в деревянного человечка, надев на нее огромную маску и фанерный футляр.
Читайте также:
«Я почти ничего не видела сквозь щелочки маски и на первых порах все время на что-нибудь натыкалась. Деревянный «корсет» до кровоподтеков впивался в тело, а длинные туфли мешали ходить», — вспоминала актриса.
Разницы в росте между куклами и переодетыми актерами добились путем сложного совмещения кадров. На съемках папа Карло и Буратино разговаривали с пустыми стенами, в диалоги их речь превратилась только после монтажа. Когда такое совмещение становилось невозможным, Шаганову-Образцову на съемочной площадке заменяла настоящая кукла Буратино. В итоге даже маститым критикам было трудно определить, в какой момент в кадре появляется кукла, а в какой — актриса.
«В фильме «Золотой ключик» актеры-мультипликаторы в сцене «Ниша под лестницей» достигли в игре большой выразительности и гибкости в движении именно потому, что они мастерски сумели условно подражать живому актеру. И такое пластическое решение вовсе не является натуралистическим, ибо природа куклы сохраняется».
Из статьи «Объемная мультипликация», журнал «Советский экран», 1939 год.
Ожившая сказка. «Крокодил Гена»
Даже если вы не слишком любите кукольную анимацию, в симпатии Гене, Чубурашке и другим персонажам мультфильмов Романа Качанова вы едва ли сможете отказать.
Кукольные Гена и Чебурашка «родились» в 1969 году. Подготовительный период к съемкам первого мультфильма серии длился пять месяцев, и все это время художник Леонид Шварцман работал над Чебурашкой. Менее чем за полгода персонаж изменился до неузнаваемости: исчез хвостик, «сползли» вниз уши, Чебурашка из гибкого лесного зверька с заячьей головкой стал похож на ребенка.
История Чебурашки так понравилась зрителям по всему миру, что повлекла за собой множество ремейков. Последний из них был сделан японскими аниматорами в 2010 году.
«Я уже привык к тому, что Чебурашка теперь периодически меняет цвет. Когда Чебурашка первый раз был талисманом нашей олимпийской команды — кажется, на Играх в Афинах в 2004 году, наши спортсмены собрались на Красной площади, и я вручал им коричневого Чебурашку. Потом, к зимним Олимпийским играм в Турине, он стал белым. Для визита в Пекин его перекрасили в красный цвет, а в Ванкувере в 2010-м он был уже синим».
Леонид Шварцман
Фотография: Музей кино, Москва
Фотография: Музей кино, Москва
Возрождение кукольной анимации. «Гофманиада»
Сегодня кукольная анимация находится на новом уровне своего развития. Анимированные куклы, выделяются на фоне персонажей, созданных благодаря компьютерной графике. Среди «кукольных» проектов XXI века — полнометражный мультфильм «Гофманиада», стартовавший в 2006 году.
Полная версия этого анимационного долгостроя выйдет в 2016-м.
«Кукла, прожившая свою жизнь в фильме, становится совершенно другой. Она отличается от новой куклы, которую аниматор еще не брал в руки. После съемок создается впечатление, что у куклы появляется собственная душа, она становится живой. Новая кукла не имеет такого вида».
Художественный руководитель проекта Елена Ливанова