Исчезающие народы России. Тазы
С приходом современной цивилизации происходит активная ассимиляция людей разных культур. Многие народности постепенно исчезают с лица земли. Редкие их представители пытаются сохранить и передать традиции и обычаи своего народа. Благодаря им, история жизни коренного населения России раскрывает свои тайны — полезные и поучительные, не потерявшие своей актуальности до сих пор.
Тазы проживают в основном в Приморском крае. Народность эта образовалась в конце XIX века в результате смешения удэгейцев и нанайцев с маньчжурами и китайцами. Как ни парадоксально, предками тазов были преимущественно беглые ссыльные, политические заключенные или разбойники. Чтобы выжить в дикой тайге, они прибивались к стойбищам коренных народов. Кроме того, влились в этногенез тазов и китайцы. Они хитростью загоняли удэгейских и нанайских охотников в долговую зависимость. За долги забирали себе их жен и дочерей. Иногда китайские купцы продавали в рабство соплеменникам целые семьи аборигенов.
Когда-то у тазов был свой диалект, в 1880-х годах насчитывалось 1050 носителей языка тазов, однако на данный момент только пожилые тазы им владеют.
Главными хозяйственными занятиями тазов были охота и рыболовство. Охотники умело использовали природные ориентиры: течение рек, направление ветра, положение солнца, луны и созвездий. Охотились на изюбря, лося, кабана с помощью копья, ружья. На пушного зверя ставили ловушки, капканы. Рыбу, главным образом лососевых, били острогами, ловили на крючки и сетями. Популярен был ночной рыболовный промысел при свете факела. Запорами из тальниковых прутьев перегораживали мелкие реки или ручьи. К концу XIX века значительное распространение получило огородничество, а к середине XX века — земледелие
Тазы разводили свиней. Коров не доили и молоко не пили — держали на мясо. Быки сохранялись как тягловое животное. Занимались также птицеводством. Важное значение имело собирательство. Особенно женьшеневый промысел и сбор древесных грибов. Знахари верили, что корень женьшеня возвращает молодость. Пожилым людям рекомендовали ежедневно употреблять сырой корень, тщательно разжевывая маленький кусочек. О женьшене слагали легенды. Говорили, что с помощью богов его сможет найти человек, ведущий чистую, нравственную жизнь.
Помимо запасов грибов и ягод заготавливали морскую капусту, трепангов, раковины гребешков.
Традиционная одежда тазов соответствовала требованиям сурового климата края, географической среды и хозяйственной деятельности. Зимой она предохраняла от мороза, а летом — от дождя, солнца, кровососущих насекомых. Основным материалом для изготовления одежды служили шкуры животных и рыбья кожа. Аборигенов тазов называли «инородцы в рыбьих шкурах».
Тазы владели секретом долголетия и славились традициями целительства. Многие из них доживали до ста лет и более. Они считали главным фактором в сохранении хорошего самочувствия позитивный настрой. Заболеваниям предшествуют негативные мысли и эмоции — страх, гнев, испуг, стресс. Они ничего не знали о химических свойствах растений, но на основе познаний о местной флоре и фауне смогли разработать систему здорового питания. Употребляли злаки, корнеплоды, орехи, то есть растительную пищу, богатую питательными веществами. Из животной пищи предпочитали рыбу и моллюсков. В дальнейшем этот рацион был взят за основу питания и русскими переселенцами.
Тазы полагали, что человек обладает девяноста девятью поочередно умирающими душами.
Тазы полагали, что человек обладает девяноста девятью поочередно умирающими душами.
Дошедшие до наших дней письменные источники хранят малоизвестные знания тазов о способах врачевания. Так, например, с помощью глины они вытягивали из организма шлаки и яды. Широко применялись методы акупунктуры. При помощи серебряных игл местные знахари избавляли соплеменников от головной и зубной боли. Народная медицина тазов призывала к соблюдению гигиены и умеренности во всем. Особенно тщательно ухаживали за волосами. Считалось, что волосы наделены магической силой и связаны с памятью и разумом. Видимо, здесь сказывается влияние китайской культуры.
В религиозных представлениях тазов сочетались буддизм, китайский культ предков и другие элементы китайской культуры.
Тазы считали неотъемлемой частью в воспитании детей коллективный труд и личный пример. Девочек учили тому, что нужно было знать женщине и матери, мальчиков — тому, что должен был знать охотник, добытчик пропитания для своей семьи. Им были известны также и разнообразные игры: борьба на палках, бег наперегонки, игра в тряпичный мяч, шахматы, кости, карты, камни. Девочки играли в куклы, сделанные из початков кукурузы или вырезанные из бересты.
Соблюдались законы, направленные на гуманное отношение друг к другу и окружающей природе. «Опыт выживания в условиях тайги передавался в бесписьменном обществе коренных народов Приморского края устной традицией. Знание преданий, мифов, сказок, загадок, пословиц, поговорок и песен имело огромное значение. Рассказчики пользовались большим уважением сородичей. Наиболее распространенными мифами аборигенов края являются сюжеты о потопе, жарком периоде на земле, когда кипели даже камни, о трех и более солнцах, об охотнике — преобразователе окружающего мира, убившем лишние светила», — пишет С.В. Березницкий.
Тазы довольно рано стали применять вариоляцию (прививки от заболеваний). Несмотря на это, большая часть народности вымерла в начале XX века из-за частых эпидемий оспы, сифилиса, туберкулеза, чумы и холеры. Многие попали в алкогольную зависимость. Смертность в полтора раза превышала рождаемость. Лишь долгожители-старики своим иммунитетом могли противостоять напастям неизлечимых заболеваний.
С.В. Березницкий в своих исследованиях пишет: «В целом коренные народы Приморского края — удэгейцы, нанайцы, орочи и тазы, — проживая в сложных географических условиях и нередко находясь под сильным давлением соседних мощных иноэтнических цивилизаций, сумели не только выжить, но и частично сохранить свою культуру. Причем во многих аспектах их культура является уникальным компонентом нижнеамурского комплекса общемировой культуры. Некоторые способы промыслов, сбора лекарственных дикоросов, блюда национальной кухни, элементы орнамента и фольклора, древних верований и обрядов наблюдаются лишь в этом регионе мира. Все вышесказанное обязывает очень бережно относиться к носителям этой своеобразной, хрупкой и ранимой культуры».
Современные тазы компактно проживают в Приморском крае малочисленными этническими группами, в основном среди русского населения. Сегодня их осталось всего 274 человека. Несмотря на массовую ассимиляцию, тазы стараются воссоздать черты культурной специфики своей общности. Поощряют интерес к истории народа, его культуре и обычаям.