Архитектура Руси XVI века: время каменных храмов
XVI век стал важным периодом для русской архитектуры: Русь освободилась от татаро-монгольского ига и возобновилось строительство каменных зданий. В страну приезжали иностранные мастера, появился новый тип храмов — высокие шатровые конструкции. Расширение государственных границ и присоединение новых народов требовали возведения новых церквей. «Культура.РФ» рассказывает, как политические изменения и экономический подъем повлияли на зодчество и как появились знаменитые храм Василия Блаженного и колокольня Ивана Великого.
Что влияло на архитектуру в XVI веке
В XVI веке Русь полностью освободилась от подчинения Золотой Орде, которое длилось около 240 лет. Разрушения и гибель множества людей во время завоевательных походов хана Батыя надолго остановили каменное строительство. Теперь государство восстанавливало свои территории, и в том числе поэтому появлялось множество новых сооружений. За время зависимости от Золотой Орды на Руси появились новые политические центры. Усилилась Москва вместо прежних Владимира и Великого Новгорода, ее князь стал главным правителем. Город отстраивали в соответствии с новым статусом и ролью. Развивать каменное строительство здесь начал князь Иван Калита в XIV столетии.
На зодчество повлияли и изменения во внутренней политике. В конце XV века царь Иван III не только покончил с зависимостью от Орды, но и присоединил к московскому княжеству Ростов, Великий Новгород, Тверь, Двинские земли и принял титул «Государь всея Руси», который означал, что государство начало объединяться вокруг одного центра.
Завоевания продолжались и в XVI веке. Иван IV взял Казанское ханство на востоке и Астраханское на юге, начал присоединять территории Урала и Сибири. Это увеличило влияние Руси и превратило ее в крупную многонациональную державу. Грозный же принял еще один новый титул — «Царь всея Руси» — и назвал свои владения Русским царством. Так множество самостоятельных княжеств превратились в единое государство.
Новые церкви XVI века: от купола к шатру
После долгого периода ига в XVI веке на Руси снова начали возводить каменные храмы. Многие деревянные сооружения домонгольского периода сгорели или были разрушены, и им требовалась долговечная замена. Государство прирастало новыми территориями, в том числе теми, где еще не распространилось православие. Поэтому церкви стали одной из главных работ для зодчих этого времени.
В XVI столетии в церковной архитектуре возникло несколько новых типов конструкций. Главными стали шатровые храмы — высокие, напоминающие башни здания, которые завершались заостренной крышей в виде шатра. Сверху его могла украшать маковка — маленький купол, похожий формой на луковицу. Такие храмы существовали только на Руси, в других странах их не строили.
Сам тип шатрового храма возник на Руси до XVI века, когда основным материалом у зодчих было дерево, а возводить из прямых досок и балок скругленные формы куполов было очень сложно. Специалисты по древнерусскому зодчеству Петр Максимов и Николай Воронин считали, что подобные церкви появились около XI века. Их изображения сохранились на иконах — например, на «Введении Богородицы в храм» XIV столетия.
Историки архитектуры долго спорили, какой из каменных шатровых храмов появился первым. В наше время называют два таких объекта: церковь Вознесения Господня в подмосковном Коломенском и Троицкая церковь (сейчас Покровская) в Александровской слободе (город Александров Владимирской области). Аргументы в пользу первого варианта приводил архитектор-реставратор Сергей Подъяпольский, который датировал каменный храм в Коломенском 1530-ми годами. Церковь в Александровской слободе изучал архитектор Вольфганг Кавельмахер и находил доказательства, что ее возвели в 1510-е годы. Также существует теория археолога Анатолия Кирпичникова, согласно которой первой каменной шатровой постройкой была башня «Часозвоня» в Великом Новгороде: она появилась в 1443 году и рухнула в 1641-м.
Церкви в Коломенском и в Александровской слободе имели схожие черты. Обе появились как небольшие храмы внутри царских усадеб, и обе возвели иностранные зодчие — итальянцы Алевиз Новый и Петрок Малый.
Облик каменных шатровых храмов постепенно менялся. От сооружений с одним шатром архитекторы перешли к крупным многоглавым. Один из самых известных примеров — собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву на Красной площади, он же — храм Василия Блаженного. Здание появилось в 1550–60-х годах. Архитектор из Пскова Постник Яковлев создал девять приделов — отдельных церквей, которые назвали в честь разных святых. Позже здания соединили галереями и превратили в единый комплекс. В издании «Архитектурные ансамбли Москвы» исследователи указывали, что у этого решения было символическое значение: несколько церквей на одном основании соответствовали Небесному Иерусалиму — идеальному городу, который в Писании обещан истинным христианам в конце времен. Храм Василия Блаженного построили без фундамента. Высокое для своего времени здание в 60 метров стояло только на нежилом этаже — подклете.
Читайте также:
Особенности архитектуры XVI века
До XVI столетия главным строительным материалом на Руси было дерево. Из камня строили реже, он шел на здания с мощными перекрытиями и арками, которые соединяли разные части строения и держали крышу. Новшеством после освобождения от татаро-монгольского ига стали инженерные решения бесстолпных и шатровых конструкций. Они перекочевали в каменное строительство из деревянного.
В XVI веке стали разрастаться города, в них возникали большие архитектурные комплексы. В Москве в конце XV столетия государь Иван III решил перестроить Кремль. У крепости и резиденции московских правителей появились более высокие кирпичные стены, а сам облик стал торжественным и величественным. В этот же период построили самое высокое здание в городе — колокольню Ивана Великого. Ее проектировал итальянский зодчий Бон Фрязин, который привез в Россию традицию кампанил — отделенных от церкви колоколен. Здание считалось очень прочным, хотя у него, как и у храма Василия Блаженного, не было устойчивого фундамента. Постройка опиралась на дубовые сваи, которые уходили на четыре метра в землю.
До XVI века на Руси из камня возводили только сложные крестово-купольные строения, вес которых увеличивали барабан и опирающийся на него купол. Чтобы нагрузка распределялась равномерно, в центре добавляли еще одну опору — столп. В XVI столетии от этой модели отказались. Шатровые здания получались выше, легче и не требовали дополнительных опор. Ученые точно не установили, изобрели этот прием русские мастера или заимствовали находки итальянских зодчих, которых часто приглашали для работ над важными строениями.
Возник новый тип храмов — многопридельный. Если раньше возводили церковь в честь одного святого и могли позже достраивать новые части в честь других, то в XVI веке начали планировать конструкцию из нескольких соединенных зданий.
Стимулом для развития зодчества стало и то, что на Руси появились частные заказчики. Во времена татаро-монгольского ига крупные средства на каменные дома и храмы имели только князья и церковь. При Иване Калите возникло новое, дворянское сословие — люди, которым правитель за службу даровал земли. Им, как и крупным властителям, требовалось много строить. Одна из самых старых построек Подмосковья, которая сохранилась до наших дней, — церковь Рождества Христова в деревне Юркино — появилась в имении боярина Якова Голохвастова.
Автор: Тата Боева
Смотрите также