Георгиевский собор в Великом Новгороде — самый большой в Юрьевом монастыре и второй по величине православный храм в городе. Его построили из кирпича и камня в XII веке. До наших дней внутреннее убранство храма не дошло, но его внешний облик сохранился почти без изменений.
История Георгиевского собора от строительства до начала ХХ века
Георгиевский собор заложили в 1119 году по велению новгородского князя Мстислава Великого — сына Владимира Мономаха. Сам князь в это время был в Киеве, поэтому работами руководили его сын Всеволод и игумен Юрьева монастыря Кириак. Известно также имя главного строителя — Петр. Он стал первым мастером, упомянутым в русских летописях. Историки предполагают, что Петр управлял строительством и других новгородских храмов — Николо-Дворищенского собора и церкви Благовещения на Городище.
Стены собора возводили в технике смешанной кладки — из камня и кирпича. Кровля состояла из листов свинца, но позднее ее заменили железной четырехскатной крышей. Массивное четырехугольное здание было увенчано тремя главами со шлемовидными куполами. Внутри стены были украшены фресками с изображениями Христа, Богородицы и святых. Верхняя крытая галерея предназначалась для новгородского князя и его семьи. В 1130 году новгородский епископ Иоанн освятил новый собор в честь Георгия Победоносца.
Собор стал не только местом православных богослужений, но и усыпальницей новгородских князей, посадников и настоятелей монастыря. Здесь похоронили Великого князя Московского Дмитрия Шемяку, мать Александра Невского Феодосию и его брата Федора.
До середины XVI века в Георгиевском соборе хранилась редкая икона домонгольского периода — «Устюжское Благовещение». Ее написали новгородские мастера в 20–30-х годах XII века. Иван Грозный повелел перенести икону в Москву. Сейчас она находится в Третьяковской галерее.
В 30-х годах XIX века Юрьевым монастырем руководил архимандрит Фотий. По его указу в соборе началась реконструкция. Старинные фрески со стен сбили: их фрагменты сохранились только в северо-западном куполе, остальную часть храма расписали заново. Но и эта роспись продержалась недолго: ее уничтожили в 1898 году во время очередного ремонта. Для создания новых фресок пригласили художника Михаила Сафонова — сына знаменитого палехского иконописца Николая Сафонова. В 1902 году обновленный собор освятил архиепископ Новгородский и Старорусский Гурий.
Георгиевский собор в ХХ–XXI веках
В 1920 году Юрьев монастырь закрыли по указу советских властей, богослужения в Георгиевском соборе прекратились. В 30-х годах его частично разрушили: были уничтожены все поздние пристройки, паперть начала XVIII века, ризничная, чугунные плиты пола и находившиеся под ними захоронения. Исчез семиярусный иконостас XVII столетия со старинными новгородскими иконами.
Юрьев монастырь и Георгиевский собор вернули Русской православной церкви в 1991 году. Тогда же началась реставрация храма: его внешний облик сохранился с XII века почти без изменений, однако внутреннее убранство пришлось восстанавливать полностью. В 1992 году Георгиевский собор Юрьева монастыря вошел в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
В 2013–2014 годах историк-археолог Владимир Седов обнаружил фрагменты сбитых в XIX веке фресок: их использовали для подсыпки пола. На штукатурке, кроме изображений святых, обнаружились надписи XII столетия, которые сообщали о важных событиях того времени — например, о пожаре в Троицкой церкви или о смерти сыновей новгородского князя Ярослава.
Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует
Фото и видео
Смотрите также