«Последняя мода в высшем свете»: роллердромы в царской России

В 1910–1912 годах самым популярным развлечением среди петербургской молодежи было катание на роликовых коньках на скетинг-рингах, или роллердромах. Читайте, кто посещал модные спортивные площадки, как они привлекали посетителей и почему дорогое развлечение для аристократов через пару лет превратилось в «дворцы пьяноблудия».

Первые роликовые коньки и скетинг-ринги

Прототипы современных роликовых коньков появились еще в XVIII веке. Подобное устройство представил в 1760 году бельгийский механик Жан-Жозеф Мерлен: он прикрепил к двум деревянным дощечкам металлические колеса. На ноге коньки держались с помощью ремней, а вот тормозное устройство предусмотрено не было. Поэтому прямо на демонстрации Мерлен врезался в зеркало и травмировался. Из-за этого ролики долгое время считались опасными.
В XIX веке механики придумывали новые версии подобных коньков. В 1863 году изобретатель из США Джеймс Плимптон представил квады. У таких коньков колеса размещались не в один ряд, а в два, попарно. По инициативе Плимптона в американских городах Ньюпорт и Нью-Йорк открылись первые скетинг-ринги, или роллердромы, — специальные закрытые площадки с гладким полом.
Рама правая из комплекта «Коньки роликовые для произвольного катания». 1970–1980-е годы. Фотография: Музей города Белореченска, Белореченск, Краснодарский край
Деревянные роликовые коньки. Середина XX века. Фотография: Некоузский культурно-этнографический центр, село Новый Некоуз, Ярославская область
Роликовые коньки. 1970 год. Фотография: Городской краеведческий музей, Кропоткин, Краснодарский край
К концу XIX века конструкция роликов улучшилась: механики придумали более устойчивые колеса, тормозную систему. Популярность скетинг-рингов увеличивалась, они появлялись во многих европейских и американских городах. На открытие такого роллердрома в Чикаго в 1902 году пришло около семи тысяч человек.

Модный спорт и выгодная инвестиция

В Российской империи пик популярности скетинг-рингов пришелся на начало XX века. Тогда аристократы увлекались спортом, вступали в атлетические общества и тематические кружки, участвовали в соревнованиях. В «Петербургской газете» 1910 года писали: «Скетинг — последняя мода в высшем свете. В нынешнем году модной новинкой является катанье по паркету на колесных коньках, спорт, давно процветающий за границей. <…> Большинство наших «mondaines» (c франц. «светские люди, знать». — Прим. ред.) научилось этому спорту за границей и очень грациозно и искусно скользят на этих своеобразных коньках».
Артисты на роликовых коньках. 1940 год. Фотография: Мультимедиа Арт Музей, Москва
Девушки на роллерах. 1980-е годы. Фотография: Музей истории и культуры Сыктывдинского района им. Э.А. Налимовой, село Выльгорт, Республика Коми
Праздничное шествие девушек на роликовых лыжах по Первомайской улице города Ивантеевки, Московская область. 1976 год. Фотография: Ивантеевский историко-краеведческий музей, Ивантеевка, Московская область
Один из первых скетинг-рингов в Российской империи открыл Владимир Татаринов — предприниматель и инженер. Его товарищество производило оборудование для заводов, железных дорог, химических лабораторий, а сам Татаринов пытался спроектировать летательный аппарат «Аэромобиль», однако начинание не удалось. В 1910 году предприниматель решил вложить средства в модное заграничное развлечение — роликовые коньки — и открыл первый петербургский скетинг-ринг на Кронверкском проспекте, 11. До роллердрома здесь располагались сначала кинотеатр «Колизей», а затем цирк «Модерн».
Татаринов начал издавать еженедельный журнал под названием «Скэтинг-ринк» и пригласил в него известных писателей — Александра Куприна
, Аркадия Аверченко, Тэффи, Самуила Маршака
. Иллюстрировали издание Мстислав Добужинский, Георгий Лукомский, Николай Ремизов. В первом номере журнала вышел рассказ Аверченко «Без почвы» о скетинг-рингах. В нем писатель приглашал петербуржцев «полюбоваться на новый спорт» в заведении Татаринова.
Многие находят, что катанье на колесных коньках — очень трудная вещь… Конечно, в наш слабый развинченный век, когда многие не умеют даже как следует кататься на простом извозчике
, — этот спорт представляет некоторые трудности, но, конечно, не такого сорта, чтобы, отправляясь впервые на скетинг-ринг, попрощаться с родственниками, написать завещание и затвердить наизусть последние предсмертные слова.
Я стоял у буфетного столика, опираясь на мягкие перила вокруг асфальтовой площадки, на которой носились с треском и веселым гамом оживленные парочки, — стоял и думал:
 — Только-то и всего? Да ведь сущий пустяк — покатиться на этих колесиках!..
Аркадий Аверченко. «Без почвы»
Кадр из художественного фильма Романа Балаяна «Полеты во сне и наяву» (1982)
Ирина Муравьева в роли Нины Соломатиной в художественном фильме Татьяны Лиозновой «Карнавал» (1981)
Надежда Румянцева в роли Людмилы Добрыйвечер в художественном фильме Николая Литуса и Алексея Мишурина «Королева бензоколонки» (1962)
Еще Владимир Татаринов создал Центральное бюро по организации роллердромов в России. Он обещал инвесторам прибыль в 45% и призывал строить «малые ринги» в регионах. Роллердром на Кронверкском проспекте действительно приносил неплохую прибыль. Здесь ежедневно проходило три сеанса: утренний, дневной и вечерний. Утром и днем билеты стоили 55 копеек, а вечером — 1 рубль 10 копеек. На эти деньги тогда можно было снять номер
в недорогой гостинице на сутки или купить
килограмм лосося. Доход Татаринову приносил и прокат коньков. А иногда на скетинг-ринге устраивали гала-представления, тогда за вход брали больше 2 рублей — как за билет в Большой театр
. Поэтому катки посещали в основном купцы и аристократы.
Хорошо зарабатывал и персонал скетинг-рингов. Тренеры, которые учили публику кататься, получали в месяц от 250 до 1000 рублей. Они работали по три смены подряд, с раннего утра до позднего вечера.

«Кассиры не успевали продавать билеты на столь престижное мероприятие»

Интерьер скетинг-ринга на Каменноостровском проспекте, Санкт-Петербург. Начало XX века. Фотография: Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург
Центральный скетинг-ринг, Москва. Начало XX века. Фотография: Государственный центральный музей современной истории России, Москва
Интерьер скетинг-ринга на Марсовом поле, Санкт-Петербург. Начало XX века. Фотография: Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург
Помимо роллердрома Татаринова, открывались и другие площадки. На Невском проспекте появился «Невский скетинг-ринг». Здесь для посетителей даже оборудовали автомобильную парковку, одну из первых в столице.
Еще один роллердром — «Спортинг-палас» — открыли на Каменноостровском проспекте купцы Башкировы. Здание катка возвел архитектор Сергей Гингер. Современники вспоминали, что оно напоминало дворец. Площадку для катания проектировали английские мастера, а материалы для покрытия привезли из Канады. Торжественное открытие скетинг-ринга посетили правнук неаполитанского короля принц Наполеон Мюрат, английские и французские дипломаты. В «Петербургской газете» писали: «Задолго до назначенного времени открытия петербуржцы на всех видах транспорта стали съезжаться на Каменноостровский проспект. Кассиры не успевали продавать билеты на столь престижное мероприятие. <…> На треке под звуки военного оркестра каталось множество пар изящных молодых людей, а у его барьеров за столиками развлекались нарядные горожане, голоса которых и смех разносились по всему зданию».
Еще одним популярным скетинг-рингом стал American Roller Ring на Марсовом поле. Этот каток открыли представители американского товарищества «Роэль-Ринкерс» в конце 1910 года. Новое здание в неоклассическом стиле посреди площади возвел архитектор Евгений-Карл Шретер. Однако строение заслонило вид на исторические достопримечательности, и из-за этого Шретера критиковали градозащитники.

«Дворец пьяноблудия» и «вакханалия веселья»

Парень и девушка на роликовых коньках. 1950-е годы. Фотография: Архитектурно-этнографический музей «Тальцы», поселок Тальцы, Иркутская область
Рекламная открытка «Невский скетинг-ринг». 1910–1913. Фотография: Государственный музей-заповедник «Петергоф», Петергоф, Санкт-Петербург
Выступление фигуристов на роликовых коньках в цирке, Хабаровск. 1964 год. Фотография: Н.Н. Шкулин / Хабаровский краевой музей им. Н.И. Гродекова, Хабаровск
Из-за большой конкуренции Татаринову и другим владельцам скетинг-рингов вскоре пришлось снижать цены на билеты. Уже в 1911 году на некоторые роллердромы по утрам можно было ходить бесплатно и платить только за прокат коньков. Чтобы привлечь посетителей, предприниматели организовывали соревнования и конкурсы. Например, на катке «Спортинг-Палас» однажды устроили представление в стиле испанской корриды: «С одиннадцати часов вечера началась вакханалия веселья. С разных сторон загремели сигналы, и в зал вошла оригинальная процессия: красавцы тореадоры в национальных костюмах, пикадоры, «просто испанцы» и очень спокойные «быки», которых изобразили любители из общества».
Еще на скетинг-рингах начали продавать шампанское
и другие алкогольные напитки. Из-за этого American Roller Ring современники даже прозвали «дворцом пьяноблудия». Роллердромы часто упоминались в криминальной хронике, в них случались ограбления и драки. О публике скетинг-ринга писали в газете «Петербургский листок»: «Зимой это своеобразный сборочный пункт петербургского полусвета — людей, не имеющих твердого общественного положения, но стремящихся во всем подражать родовой и денежной аристократии. К полудню сюда съезжаются дамы и молодые люди, катаются до глубокой ночи. Здесь заводят ни к чему не обязывающие романы, ищут и находят богатых поклонников, флиртуют, обмениваются сплетнями».
Вскоре мода на скетинг-ринги прошла, они начали закрываться, а в этих помещениях обычно оборудовали кинотеатры
. Дольше всех — до 1913 года — проработали роллердромы на Невском проспекте и на Марсовом поле. А еще через год здание роллердрома на Марсовом поле снесли.

Автор: Анастасия Войко
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна