Народные приметы о богатстве

В народе к богатству относились двояко: с одной стороны, бытовало множество магических обрядов, призванных приумножить деньги. С другой стороны, считалось, что большие деньги — от нечистого, быстрое и внезапное обогащение объясняли дружбой с дьяволом. Читайте в нашем тексте, что такое неразменный рубль и как его достать, зачем носить с собой щербатую монетку, почему повитуха собирала деньги в кашу и как, по поверьям, усопшие покупали себе место в загробном мире.

Как достать волшебный рубль

Волшебный неразменный рубль упоминается не только в сказках и поверьях, но и в быличках — рассказах очевидцев, которые, по их словам, встречались с нечистью или повидали необъяснимое. Считалось, что магическая монета всегда возвращалась к своему хозяину, сколько бы тот ни купил на нее товаров. А еще — обнаруживалась в кармане, даже если терялась или была украдена.
Неразменным мог быть рубль, пятак или червонец — и металлический, и бумажный. Но чтобы деньги вернулись, владелец должен был брать сдачу — хоть пару копеек — и класть их в карман. По поверьям, если этим пренебречь, то чудесный рубль пропадет. А в руки он давался только раз в жизни, так что если хозяин лишался неразменных денег, то навсегда.
В разных регионах в народе ходили способы получить чудесную монету, например выменять у домового на угощение. На Пасхальной неделе хозяевам следовало оставлять ему кашу, борщ и хлеб, и если подношение понравится, то якобы домовой расплатится неразменным рублем. Считалось, что получить магические деньги можно также за жареного гуся:
Поверье о неразменном, или неизводном, рубле, который можно достать у нечистого, продав ему на перекрестке в полночь жареного в перьях гусака…
Из книги Владимира Даля «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа»
Добыть рубль могла помочь черная кошка, но котята такой масти считались редкостью — якобы их всех сразу после рождения забирал дьявол. Его власть не распространялась только на тех, кто уже побывал в руках человека. Итак, следовало раздобыть черного котенка, потереть об него деньги, а затем пойти с ними на церковную службу. А там — держать их в руке и произносить заветные слова, например «у меня неразменный рубль есть». А еще с помощью черной кошки — правда, обманом — можно было добыть монету у банника, хозяина бани. В Воронежской губернии бытовал такой способ: нужно было запеленать животное, как младенца, и в полночь забросить его в баню со словами «на тебе ребенка, дай мне целковый». После следовало защитить себя от нечисти: быстро убежать и трижды перекреститься. Чтобы сберечься от злых духов, кошку также обвязывали нитью с узелками. Считалось, пока черти будут ее распутывать, человек успеет скрыться.

Куда бросать монетку, чтобы быть богатым

Разбогатеть в старину пытались и другими путями: магических обрядов существовало много. Например, во время пасхальной недели, в Великий четверг, хозяин вставал до рассвета и пересчитывал деньги, чтобы весь следующий год прошел в достатке. А когда начинал строить дом, в углы будущей постройки подкладывал серебряные или медные монеты, шерсть, зерна, иногда даже крестики или ценные вещи, доставшиеся по наследству от предков. Считалось, что с этим ритуалом в избе никогда не переведутся деньги и пища. Чтобы благополучие не оставляло семью, хозяин первым входил в дом и вносил туда хлеб и соль.
В народе бытовали и денежные приметы. Если весной первый раз слышишь кукушку, а в кармане при этом оказались монеты — весь год не будешь нуждаться. Чтобы доход рос, по поверьям, нужно было носить при себе щербатую монетку или потрепанную банкноту. А еще одна примета известна и сегодня: на новолуние нужно показать деньги молодому месяцу, и тогда следующие несколько недель они будут только прибывать.
В древности монеты иногда приносили в жертву. Например, при засухе проводили особый обряд — кормили воду: в колодец бросали хлеб, соль и деньги. Историки связывают древний обычай с представлениями о святых источниках и своеобразной плате за чудо. Этнограф Михаил Забылин во второй половине XIX века писал:
У нас на Руси и по сие время существуют св[ятые] озера, св[ятые] родники, которых воду предпочитают целительною, купаются в ней и бросают на дно таких бассейнов деньги, дорогие серьги, кольца, браслеты и прочее. Языческий отпечаток жертвоприношения хотя немыслим в наше время, но бессознательный обычай упорно удерживается…
Из книги Забылина «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия»
Все старались разными ритуалами привлечь достаток, однако, если человек вдруг богател, считалось, что он сдружился с нечистью. Иногда так говорили и просто о состоятельных людях — якобы их капитал возник не без помощи бесов. В народе верили, что деньги своим хозяевам приносят особые духи.
Один из них — огненный змей — мог представать перед людьми в виде светящегося небесного тела, огненного коромысла или падающей звезды. По поверьям, дух проникал в дома через печные трубы, а на земле мог принимать человеческий облик. Он добывал для семьи не только деньги, но и еду из чужих домов. В некоторых регионах образ змея сближался с домовым, который приумножает богатство, приносит хозяевам золото и серебро.

Крестильная каша с деньгами и могильные монеты

После рождения или крестин ребенка к матери приходили гости. Они дарили вещи и деньги. В некоторых регионах подношения предназначались именно младенцу — это называлось «на зубок». Считалось, что подаренные деньги обеспечивают ребенку достаток в будущем.
В крестильных обрядах участвовала повитуха, которая помогала ребенку появиться на свет. Она выносила гостям кашу, а те клали на нее монеты — это было ее вознаграждение за помощь в родах. Также золотые или серебряные монеты клали в пеленку, в которой крестили малыша, и в купель: по поверьям, это сулило не только будущее богатство, но и крепкое здоровье.
Деньги использовались и в похоронных обрядах. Так, монеты бросали в могилу, их подкладывали в гроб, заворачивали в платок на поясе усопшего. Деньгами обязательно задабривали заложных покойников — тех, кто умер неестественной смертью или был убит. Поминки в таком случае отличались от традиционных. Фольклорист и этнограф Дмитрий Зеленин писал в своем труде «Восточнославянская этнография»:
Эти поминки отличаются общим весельем и сопровождаются музыкой и свистом, причем последний, очевидно, должен отпугивать нечистую силу. На могилы заложных покойников бросают деньги и яйца; это можно считать жертвоприношением злым покойникам, насылающим на людей болезни.
В народе были и другие объяснения тому, зачем класть деньги в могилы. Одно из старинных толкований гласило, что деньги предназначаются тем, кто был прежде похоронен в земле. Другое объясняло, что так живые откупались от усопшего хозяина, чтобы за ним «не ушел» скот, то есть остался жив. Также говорили, что деньги нужны покойному, чтобы отдать долги после смерти, купить место на том свете или заплатить за переправу в загробный мир через огненную реку или море-океан. А могильщики не забирали ценные предметы, если на месте свежей могилы находили древние захоронения, — чтобы души покойных не прогнали умершего.

Автор: Маргарита Ковынева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна