Что почитать: советует Иван Бунин
Иван Бунин часто критиковал других писателей и поэтов — признанных классиков и начинающих авторов. Пьесы Максима Горького он называл примитивными, романы Федора Достоевского — чудовищными, а стихотворения Зинаиды Гиппиус — «мертвяжиной». Нина Берберова в автобиографии «Курсив мой» вспоминала:
Русские писатели XIX века в большинстве были его личными врагами: Достоевского он ненавидел; Гоголя презирал как человека больного физически и морально; от имен Чаадаева и Владимира Соловьева его дергало злобой и страстной ревностью; над Тургеневым он смеялся.
За едкие комментарии и постоянную критику писатель и переводчик Борис Зайцев даже дал Бунину прозвище «живодерка». А сам классик просто считал себя требовательным читателем.
Однако некоторые произведения Бунин все же хвалил. Правда, он делал это так редко, что адресаты положительных отзывов удивлялись или даже обижались. Леонид Андреев писал:
Что ты похвалил мою самую элементарную вещь «Дни нашей жизни», никогда тебе не прощу. Почему похвалил? Хотел унизить мои прочие вещи.
Мы изучили письма, дневники и статьи Ивана Бунина, воспоминания его современников и составили список книг, которые писатель хвалил или советовал прочитать. Для удобства мы разделили перечень на три раздела: «Русская литература», «Зарубежная литература», «Советская литература», — а еще добавили интересные комментарии Бунина о некоторых произведениях.
Марк Алданов. «Пуншевая водка», «Могила воина»
Петр Александров (Петр Ольденбургский). Сборник «Сон»
Леонид Андреев. «Дни нашей жизни»
Михаил Лермонтов. Стихотворения:
Я подумал: Что такое Лермонтов? — и увидел сперва два тома его сочинений, увидел его портрет, странное молодое лицо с неподвижными темными глазами… Какая жизнь, какая судьба! Всего двадцать семь лет, но каких бесконечно-богатых и прекрасных, вплоть до самого последнего дня, до того темного вечера на глухой дороге у подошвы Машука…
Александр Клягин. «Страна возможностей необычайных»:
Мне хочется сказать несколько слов об авторе этой книги и обратить на него внимание читателей потому, во-первых, что он в некотором роде мой литературный крестник, что это я побудил его взяться за перо, и потому, во-вторых, что я считаю его одним из даровитейших русских людей, необыкновенно много видевшим и испытавшим на своем веку, за долгие годы своей неустанной и разнообразной практической деятельности, истинной страсти всей его жизни, неожиданно ставшим на моих глазах еще и весьма своеобразным писателем.
Алексей Кольцов. Стихотворения:
Это не чета сукину сыну Есенину. Всю его лживую, писарскую лирику можно отдать за две строки Кольцова.
Аполлон Майков. Стихотворения
Дмитрий Мережковский. «14 декабря»:
Вчера до 2-х дочитал «14 декабря». Взволновался, изменилось отношение к таланту Мережковского, хотя, думаю, это не он, а тема такая.
Яков Полонский. Стихотворения
Александр Пушкин. Стихотворения, «Путешествие в Арзрум», «Руслан и Людмила», другие произведения:
…Он со мной — и так особенно — с самого начала моей жизни. Имя его я слышал с младенчества, узнал его не от учителя, не в школе: в той среде, из которой я вышел, тогда говорили о нем, повторяли его стихи постоянно. Говорили и у нас, — отец, мать, братья. И вот одно из самых ранних моих воспоминаний: медлительное, по-старинному несколько манерное, томное и ласковое чтение матушки: «У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том…», «Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной…». <…> Ничего для моих детских, отроческих мечтаний не могло быть прекрасней, поэтичней ее молодости и того мира, где росла она, где в усадьбах было столько чудесных альбомов с пушкинскими стихами, и как же было не обожать и мне Пушкина и обожать не просто, как поэта, а как бы еще и своего, нашего?
Алексей К. Толстой, Афанасий Фет. Стихотворения:
Поэт «на все откликается сердцем своим, что просит у сердца ответа». С этой точки зрения я считаю, что русская поэзия остановилась в своем развитии на Фете, Ал. Толстом. А последние пятнадцать лет представляют пустое место.
Лев Толстой. «Воскресение», «Анна Каренина», «Война и мир», «Отец Сергий» и другие произведения:
За последнее время опять — в который раз! — перечитал «Анну Каренину» и «Войну и мир». Нынче кончил почти четвертый том — осталась последняя часть «Эпилога». Про Наполеона неотразимо. Испытал просто ужас, и до сих пор обожествлен!
Антон Чехов. «Палата №6», рассказы:
Продолжал перечитывать Чехова. За некоторыми исключениями, все совершенно замечательно по уму и таланту.
Семен Юшкевич. Рассказы
Автор: Анастасия Войко
Смотрите также