Лев, пантера и кит: диковинные звери в славянском фольклоре

Сведения о вымерших зверях и животных из далеких стран дошли до наших дней в летописях, фольклоре и литературных памятниках — Шестодневах и Физиологах. Образы зверей
встречаются в книжных иллюстрациях, настенных росписях и орнаментах, которыми украшали ткани
. Читайте, какое подземное животное, по легендам, рыло себе путь рогами, какое считалось любезным и благоуханным и кто вызывал землетрясения
, когда отлеживал себе бока.

Гигантский подземный слон

Люди в старину иногда находили крупные останки мамонтов. С этими находками связаны представления об огромных «дивных» животных, которые то ли вымерли, то ли жили на земле и во времена наших предков. В поверьях славянских народов упоминался «подземельный четвероногий зверь»: якобы живым его никто не встречал, люди лишь находили кости. По легенде, чудище рыло себе путь рогами и боялось света.
В местах, где есть мамонтовые кости, жители не знают и не могут постигнуть, чтобы это были остатки допотопного животного; а потому и сложили повесть о подземном слоне, который живет и роется всегда под землей, как крот, никогда не выходит наружу, а только по смерти своей случайно попадается, потому что земля изрыгает кости его.
Александр Афанасьев, из книги «Поэтические воззрения славян на природу»
Пантелеймон Чукомин. Стадо мамонтов (фрагмент). 1900–1920. Тюменское музейно-просветительское объединение, Тюмень
Александр Пащенко. Индрикотерий (фрагмент). 1989. Гуковский музей шахтерского труда им. Л.И. Микулина, Гуково, Ростовская область
Константин Флёров. Мамонты (фрагмент). 1938. Палеонтологический музей им. Ю.А. Орлова РАН, Москва
Предположительно, с образом древнего млекопитающего связаны представления о чудесном Индрике-звере — мифическом животном с головой и хвостом коня и телом рыбы. Индрик-зверь считался хозяином рек и озер
, хотя кости его тоже находили в земле. Он упоминался в «Голубиной книге» — народном стихотворении-песне начала XVI века: в нем описывалось происхождение мира
и людей
. Индрика называли всем зверям отцом, от которого якобы произошли другие виды. А еще именно он, как хозяин водных источников, выкопал все ключи-родники и прочистил ручьи.

Животные других стран: лев и пантера, слон и серна

Своеобразным средневековым атласом «диковинных» существ можно считать Физиологи — сборники сведений о реальных и фантастических животных. Первые подобные книги появились еще в Античности, во II–III веках, известно несколько редакций разного времени. Позднее они пришли на Русь в переводах и распространялись в списках — копиях с небольшими изменениями. В них упоминались млекопитающие, птицы и насекомые разных стран, описания дополнялись символическими толкованиями. Сведения из Физиологов проникали в другие памятники древнерусской литературы и в фольклор, а символика — в изобразительное искусство, иконографию и книжные миниатюры.
Сергей Герасимов. Львы (фрагмент). 1909. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Геннадий Целищев. Серна (фрагмент). 2001–2010. Государственный Дарвиновский музей, Москва
Василий Ватагин. Пантеры (фрагмент). 1939. Государственный биологический музей им. К.А. Тимирязева, Москва
В литературном памятнике царем зверей называли льва. Он ассоциировался с бесстрашием и силой и символизировал непобедимых воинов. Льва изображали с огромной гривой, иногда в завитках, с когтистыми лапами и загнутым вверх хвостом. В тексте Физиологов упоминалось, что хвостом он заметал отпечатки своих лап и запах, чтобы охотники не могли выследить добычу и найти его логово. По поверьям, спал лев в пещере, причем с открытыми глазами. Считалось, что львица всегда рожала детенышей мертвыми, но через несколько дней лев приходил, дул на них, и львята оживали.
Другой экзотический хищник — пантера — встречался также под именем панфирь. Ее описывали как самое любезное и красивое животное, она «многоцветна, как хитон Иосифа, и прекрасна; молчалива и кротка». А еще пантера так благоухала, что на аромат сходились другие звери. В книге описывали повадки животного: она ловила добычу, наедалась, спала три дня в пещере, а потом громко кричала.
О гиене в средневековом сборнике говорилось: «она двупола, то самцом становится, то самкой». Из-за того, «что меняется у нее естество», гиену называли скверным зверем и подчеркивали, что она непригодна для еды.
Из травоядных в Физиологах описана серна. Она обитала в горах и отличалась мудростью и острым зрением: издалека видела, «с обманом идут или с любовью». О другом травоядном животном — слоне — сказано, что у него в коленях нет суставов и при падении он не может подняться. Упавший слон громко кричал, к нему на подмогу приходили сородичи, чем пользовались индийцы: они ждали в засаде особого маленького слона, чтобы сжечь его кости и волоски с тела и тем самым отпугнуть от жилищ змей
и демонов. Животное иногда изображали голубым, с гривой коня и пальцами на лапах, а иногда — с бо́льшим сходством: с хоботом и бивнями-клыками, загнутыми вверх.

На ком держится земля: представления о диковинном ките

В легендах о сотворении мира
встречается мотив «земли на блюде», которая стоит в воздушном океане. А поддерживает ее на своей спине огромная рыба-кит. Когда животное уставало от тяжести и отлеживало бока, оно переворачивалось и шевелило хвостом — так в старину объясняли
землетрясения.
Другие легенды гласили, что землю держат несколько китов. Якобы изначально их было четыре, но один умер, и это вызвало Всемирный потоп. А вот когда умрут остальные три, наступит конец света. Существовал и третий вариант предания, в котором китов было семь. И четыре из них ушли в пучину, потому что земля отяжелела от грехов. В «Голубиной книге» так описываются эти воззрения:
Менсадык Гарипов. Мироздание (фрагмент). 1988. Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств, Ижевск
Иван Айвазовский. Сотворение мира (фрагмент). 1864. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Олег Новозонов. Чудо-юдо рыба-кит. Эскиз кадра к макету диафильма «Сказка на всю жизнь» (фрагмент). 1973. Государственный центральный музей кино, Москва
Кит-рыба всем рыбам мати.
Почему же кит-рыба всем рыбам мати?
На трех рыбах земля основана.
Стоит кит-рыба — не сворохнется;
Когда ж кит-рыба поворотится,
Тогда мать-земля восколыбнется,
Тогда белый свет наш покончится.
Исследователь фольклора Александр Афанасьев писал, что такие представления могли появиться из книг, например апокрифов — религиозных произведений, не признанных церковью. А в сами апокрифы они попали из древних языческих
преданий, которые схожи у многих индоевропейских племен.
В Физиологах китов описывали огромными, размером с дом, и рисовали с открытой пастью, полной острых зубов. Считалось, что если Бог гневался на моряков, то киты переворачивались и топили суда, а людей пожирали. При этом, согласно книге, у млекопитающих не было глаз, поэтому их вела в море особая маленькая рыбка. Если она погибала, умирало и животное.

Автор: Маргарита Ковынева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна