10 имен современной хореографии

23 сентября стартует юбилейный, десятый фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva. В рамках фестиваля российские хореографы представят свои новые спектакли и перформансы; также зрителей ждет показ документального фильма, лекции, мастер-классы и впервые — детская программа. В преддверии фестиваля «Культура.РФ» рассказывает о феномене современного танца и о тех, кто его создал. Читайте про 10 главных имен новой хореографии в России и мире, которые стали частью истории фестиваля Context.

Иржи Килиан, Чехия

«Есть Иржи Килиан, у которого, я сказал бы, самые «золотые» уши. Он превращает метафоры в движения. Килиан слышит музыку и видит движения» — так о хореографе говорил знаменитый танцовщик Рудольф Нуреев.
Иржи Килиан родился 21 марта 1947 года в Праге. До 1975 года он был солистом Штутгартского балета, после чего его назначили артистическим директором Нидерландского театра танца. В 1987 году на фестивале Сполето в США он показал свой балет «Симфониетта» — именно он принес хореографу мировую известность.
Иржи Килиан выработал собственный стиль, его называют «хореографом-философом», поскольку для него важнее раскрыть характеры героев, чем по максимуму использовать физические данные танцовщиков.
В своем театре Килиан создал особую систему: он разделил артистов на три труппы по возрастам, благодаря чему начал ставить спектакли и на юных танцовщиков, и на возрастных. По словам самого Килиана, его театр «показывал жизнь танцовщика в трех измерениях».

Марта Грэм, США

Американская танцовщица и хореограф Марта Грэм стала одной из так называемой «великой четверки» — основоположников танцевального стиля модерн — вместе с Дорисом Хамфри, Чарльзом Вейдманом и Ханьей Хольм. Грэм создала не только собственную технику танца, но и труппу и школу, получившие ее имя.
Марта Грэм родилась 11 мая 1894 года. Она училась в танцевальной школе Денишоун, в которой изучали не только классическую хореографию, но и разные танцевальные стили, например народные и восточные танцы. За свою карьеру в качестве танцовщицы и хореографа она создала более 180 работ. Грэм дебютировала в Нью-Йорке в 1926 году, а в последний раз вышла на сцену в возрасте 76 лет.
Марта Грэм стала первым хореографом, который попытался структурировать движения в некую систему. Хореограф была убеждена, что тело нужно сделать максимально управляемым и владение им нужно постоянно совершенствовать. Она считала, что движение может передать эмоции точнее, чем слова. «Не важно, что говорят слова, — движения никогда не лгут», — говорила Грэм.

Пина Бауш, Германия

Пина Бауш
никогда не называла себя хореографом, несмотря на то, что стала автором 44 постановок. Она продолжила дело своего учителя Курта Йосса и создала такое направление, как танцтеатр. В этом жанре традиционная хореография становилась всего лишь частью сложного действия, больше похожего на пьесу, чем на привычный балет. Артисты в ее спектаклях разговаривали — в том числе обращаясь к зрителям, — пели, ели мороженое, жили на сцене.
Бауш соединяла не только драму и хореографию. Например, она создала танцоперу «Орфей и Эвридика», где совместила танец и оперу. Самым важным для нее были характеры и эмоции героев. «Меньше всего я интересуюсь тем, как люди двигаются. Меня интересует, что ими движет», — говорила она.
Пина Бауш 36 лет руководила Вуппертальским театром танца. Кроме того, она поставила фильм «Плач императрицы», организовала выставку сценического дизайна и костюма и была директором четырех международных фестивалей.

Ольга Пона, Россия

Ольгу Пону называют одним из основоположников стиля контемпорари в России. Так называется направление современного танца, которое объединяет в себе черты как классики, так и модерна и даже восточного искусства движения, в том числе йоги. У этого танца нет определенной формы и набора движений, как, например, в классическом балете, потому что главное для контемпорари — самовыражение танцовщика.
Ольга Пона возглавляет Челябинский театр современного танца
, спектакли которого более 20 раз номинировались на премию «Золотая маска» и дважды становились ее лауреатами. Хореограф отмечает, что сейчас большую роль в постановках играет визуальный ряд:
В своих спектаклях я часто дополняю выразительность движений танцовщиков различными визуальными элементами. К примеру, в одном из спектаклей я использую машинерию сцены — конструкции, на которых висели, поднимались и спускались с колосников актеры. В другом спектакле мы применили резинки, позволяющие создать на сцене эффект полета.

Матс Эк, Швеция

Шведский хореограф Матс Эк начинал свою карьеру как драматический актер и режиссер, но со временем увлекся танцем. В 1973 году он поступил на службу в «Кульберг-балет» — этой труппой руководила его мать, знаменитая танцовщица Биргит Кульберг. С 1985 по 1993 год он возглавлял этот проект, но затем отошел от дел и стал создавать постановки как свободный художник.
Концепция Матса Эка объединила философию и танец: хореограф-постмодернист считает, что мыслить можно с помощью тела. «Танец — это не жизнь, но он дает жизнь тем маленьким частицам, из которых состоят большие вещи», — говорит Эк.
Все свои самые известные постановки хореограф создал на материале классических балетов XIX века. Например, он поставил свои версии «Лебединого озера», «Спящей красавицы», «Жизель», «Кармен». В его хореографии всегда можно найти множество цитат из хорошо знакомых зрителю классических постановок. Критики называют манеру Эка симбиозом классики, модерна и минимализма. В своих постановках он часто использует приемы гротеска и пародии.

Ханс ван Манен, Нидерланды

Нидерландец Ханс ван Манен начал свою карьеру в 1951 году в труппе Сони Гаскелл Ballet Recital. Спустя год он уже поставил свой первый балет «Feestgericht» в Нидерландском оперном театре. В 1988 году ван Манен стал постоянным хореографом Нидерландского театра танца, а с 2005 года — хореографом Нидерландского национального балета.
Всего Ханс ван Манен поставил больше 120 произведений. Известность ему принесли короткие, одноактные балеты. Его хореографию можно охарактеризовать как соединение классического балета и модерна. В своих постановках он использует классические балетные приемы, но при этом его главная задача — не показать мастерство танцовщиков, а передать в танце человеческие взаимоотношения. Героями его балетов никогда не становятся сказочные персонажи — только люди.
Ханс ван Манен был одним из первых, кто начал работать с видео и проводить прямые трансляции своих спектаклей.

Татьяна Баганова, Россия

Татьяна Баганова стала заниматься современным танцем в начале 1990-х годов. Она одна из первых российских танцовщиц, сделавших ставку не на классику, а на контемпорари. В 1990 году Баганова поступила на службу в екатеринбургский театр «Провинциальные танцы», где спустя несколько лет стала хореографом. Ее постановки четыре раза становились лауреатами премии «Золотая маска».
«В процессе импровизации часто случается спонтанное действие, и это освобождает от паттернов, от привычного, в этом есть проблеск. Это важно не только для танцовщика, но для любого творческого человека. С одной стороны, опыт — всегда хорошо, с другой, опыт — это определенные привычки. Когда с течением времени ты узнаёшь законы, то они начинают тебя ограничивать. Когда перед тобой белый лист, ты не боишься ничего нарушить», — рассказала Татьяна Баганова о своей работе в одном из интервью.
Она считает, что танец не может существовать просто ради танца, ради абстрактной эстетики. По словам хореографа, самое интересное в спектакле — трансформация самого артиста, его осознание момента и способность перейти свои собственные границы, выйти на новый уровень.

Охад Нахарин, Израиль

В 1990 году Охад Нахарин стал художественным руководителем танцевальной компании «Батшева». В этой должности он поставил более 30 спектаклей и разработал собственную авторскую танцевальную технику, в основе которой лежит импровизация.
Новый метод получил название «гага» (gaga) — по словам самого Нахарина, это одно из первых слов, которое произносит маленький ребенок, а ему для танца не нужна ни техника, ни учителя. Нахарин создал новый язык движения, доступный, по мнению хореографа, каждому. Хореограф учит слушать свое тело, с помощью воображения представлять что-то и выражать это физически. Например, вообразить, что верхняя часть тела вдруг превратилась в стеклянную, и попробовать передать это.
В танцевальном зале Нахарин принципиально занавешивает зеркала. Классическая школа учит, что зеркало — второй учитель танцовщика. Но хореограф считает, что оно только отвлекает, мешает слушать и понимать свое тело и свои движения.

Ольга Лабовкина, Россия

Хореограф-постановщик, режиссер, перформер Ольга Лабовкина в 2017 году стала победителем Конкурса молодых хореографов фестиваля Context. Diana Vishneva. Сейчас она возглавляет собственный театр танца KARAKULI.
«Мне кажется, что танец — это в первую очередь мое состояние. Мне близка фраза «Внутри себя я танцую, просто они не видят». Если танцуешь внутри, то не обязательно, чтобы это проявлялось внешне. По моему мнению, танец можно ощущать и не визуально», — говорит хореограф о своем видении современного танца.
По мнению Ольги Лабовкиной, современный танец должен рождаться здесь и сейчас, а не быть набором заученных в определенном порядке движений. Хореограф называет себя экспрессионистом в танце и отталкивается в своих импровизациях от внутреннего состояния. «Мне интересно видеть на сцене личности, а не хорошо выдрессированные тела», — рассказала она в одном из интервью.
В своих постановках Ольга Лабовкина не стремится создать четкий сюжет — они скорее представляют собой набор ассоциативных сцен, картинок, которые выстроены в определенном порядке.

Константин Кейхель, Россия

Российский хореограф Константин Кейхель в 2012 году создал в Санкт-Петербурге свой коллектив современного танца — «Акведук». Одновременно с руководством «Акведуком» Кейхель сотрудничает с разными театрами и проектами. «Для меня самое главное — магическое ощущение действа, происходящего на сцене», — говорит он о своей работе.
Хореограф считает своей главной целью в работе над постановками не столько поиск своего неповторимого стиля, сколько «открытие новых смыслов». Кейхель считает, что каждый артист — не просто исполнитель требований постановщика, но и настоящий соавтор. Хореограф ценит в танцовщиках умение импровизировать, открытость ко всему новому.
Самым сложным в своей работе Кейхель считает «отсечение лишнего», поскольку во время работы над спектаклем рождается множество идей и вариантов, из которых в постановку попадут лишь некоторые.

Автор: Полина Пендина
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна