Как читать поэзию: основы стихосложения для начинающих

Что такое тропы, где искать рифму и как определить размер стихотворения? Что нужно знать о стихосложении и как научиться в нем разбираться? На эти и другие вопросы для «Культуры.РФ» ответил Александр Пашков, заведующий кафедрой мировой литературы Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина
.

Что такое ритм

Поэт и публицист Андрей Вознесенский. Фотография: Евгений Кассин, Владимир Савостьянов / ТАСС
Орест Кипренский. Портрет Александра Пушкина (фрагмент). 1827. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Писатель Константин Симонов. 1945 год. Фотография: Лесс Александр / ТАСС
От языка прозы, то есть от нашей повседневной речи, поэзия отличается организацией. Только в поэзии есть особенный стихотворный ритм, который складывается из повторов определенных элементов текста: слов, звуков, похожих отрезков речи и других. И если рифмы в стихотворении может и не быть, например в верлибре или белом стихе, то без ритма поэзия не может существовать.
Ритм в поэзии проявляется на всех уровнях произведения. Например, в графике — то есть в записи текста. В отличие от прозы, все стихотворения записываются в столбик — и именно так задается ритм: повторяются речевые отрезки примерно равной длины. Не важно, короткие они:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…
Александр Пушкин, «Зимний вечер»
(отрывок)
Или длинные:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
В обоих стихотворениях Александра Пушкина
текст записан в столбик, а не сплошь на странице. Так что визуально перепутать поэзию с прозой невозможно.
Ритм как универсальный поэтический принцип повтора проявляется не только в особой графике, размере и рифме, но и в других компонентах текста. Например, в том, что стихотворные строки могут либо начинаться, либо завершаться одинаковыми словами или даже словосочетаниями.
Единоначатие (одинаковое начало строк) в литературоведении называют анафорой. Самый известный пример такого поэтического приема — стихотворение Константина Симонова
«Жди меня»
:
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара…
«Обратный» прием — одинаковое завершение строк — называется эпифорой:
Эти слава и цветы –
дань талантищу.
Любят голос твой, но ты –
всем до лампочки.
Пара падает в траву,
сломав лавочку,
под мелодию твою…
Ты им до лампочки.
Друг на исповедь пришел,
пополам почти.
Ну, а что с твоей душой –
ему до лампочки.
Подобные повторы обычно составляют нерв стихотворения, его стержень, и часто заключают в себе важную авторскую мысль.

Как определить размер

Поэт Борис Пастернак. Фотография: Александр Лесс / ТАСС
Петр Заболотский. Портрет Михаила Лермонтова (фрагмент). 1837. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Поэт Владимир Маяковский. 1922 год. Фотография: репродукция Фотохроники ТАСС
Еще одно проявление ритма в стихе — это метр, то есть повторение определенного соотношения ударного и безударного слогов. Например, если первый слог ударный, второй — безударный, третий — ударный, четвертый снова безударный и так далее — значит, стихотворение написано хореем. Например, как все тот же «Зимний вечер» Пушкина: «БУря мглОю нЕбо крОет».
А если, наоборот, в строке несколько раз повторяется пара «безударный — ударный» — это ямб. Ямбом, например, написаны стихотворение Бориса Пастернака
«ЛюбИть инЫх тяжЁлый крЕст»
и легендарный «Евгений Онегин»
Пушкина («Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил»).
Каждая пара слогов в ямбе и хорее называется стопой, и по количеству таких пар определяют длину стихотворной строки — то есть размер. Размер может быть трехстопным, четырехстопным, пятистопным и так далее — в зависимости от количества стоп. Например, пятистопным хореем написано стихотворение Михаила Лермонтова
«ВыхожУ одИн я нА дорОгу…»
, а шестистопным ямбом — «Послание цензору»
Пушкина («УгрЮмый стОрож мУз, гонИтель дАвний мОй»).
О том, как определить трехсложные размеры, анапест и дактиль, читайте в материалах рубрики «Слово дня».

Где искать рифму

Степан Александровский. Портрет Федора Тютчева (фрагмент). 1876. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Поэтесса Анна Ахматова. 1936 год. Фотография: Лев Горнунг / ТАСС
Поэт Александр Кушнер. Фотография: <a href="https://commons.wikimedia.org/wiki/File:%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%9A%D1%83%D1%88%D0%BD%D0%B5%D1%80_%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE.jpg?uselang=ru">wikimedia.org</a>
Самый простой и в то же время самый сложный способ проявления стихотворного ритма — это рифма. Так называется повтор определенных звуковых сочетаний. В русском стихе рифма традиционно располагается на конце строк, поэтому многие читатели считают, что, чтобы ее найти, надо просто сопоставить последние слова в строках:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
«Мая — играя» и «гром — голубом» — это примеры точной, самой простой рифмы. Однако русские поэты, особенно в XX веке, экспериментировали, искали и находили сложные созвучия, которые иногда даже заметить сложно. Примеры сложной рифмы можно найти в стихотворении Владимира Маяковского
«Хорошее отношение к лошадям»
:
Подошел и вижу —
За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти…
И какая-то общая звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
Рифма «каплища — тоска плеща» называется составной, потому что, с одной стороны, в нее входит одно слово («каплища»), а с другой — два («тоска плеща»). А рифма «в шерсти — в шелесте» — неравносложная: с одной стороны, она образована словом из двух слогов («в шерсти»), а с другой — из трех («в шелесте»).

Что такое тропы

Сергей Есенин. 1919 год. Фотография: ТАСС
Илья Репин. Портрет Корнея Чуковского (фрагмент). 1910. Государственный комплекс «Дворец конгрессов», Стрельна, Санкт-Петербург
Поэтесса Марина Цветаева во Франции. Фотография: репродукция Фотохроники ТАСС
Тропами в литературоведении называют слова или выражения, употребленные в переносном значении. Поэты часто прибегают к тропам, поскольку поэзия — это не только особая организация речи, но и особое состояние мысли, когда для важного предмета, явления или чувства подбирают сильное слово.
Один из самых простых тропов — это сравнение. В него входят три компонента: субъект сравнения (что сравниваем), объект сравнения (с чем сравниваем) и стоящий между ними союз «как» (или его аналоги — «точно», «словно», «будто» и другие). Классический пример сравнения — знаменитые пушкинские строки
: «…Передо мной явилась ты, / Как мимолетное виденье, как гений чистой красоты». Необычные сравнения можно найти, например, в лирике Бориса Пастернака: «Где воздух синь, как узелок с бельем // У выписавшегося из больницы».
Более сложный троп, метафора, представляет собой скрытое сравнение. От простого сравнения она отличается тем, что, как правило, состоит из одного компонента — только из объекта сравнения. Так, в стихотворении Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»
есть строки:
…Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.
«Патриархом лесов» поэт называет дуб — и в этом заключается метафора. Метафору использует и Владимир Маяковский в стихотворении «Нате!»
, где словосочетанием «стоглавая вошь» («ощетинит ножки стоглавая вошь») обозначает толпу.
Другой частый троп — олицетворение — предполагает наделение неодушевленного предмета человеческими качествами. «Одушевляться» может явление природы (клен, который «словно за деревню погулять… вышел» — у Сергея Есенина
), предмет быта («выбегает умывальник и качает головой» — у Корнея Чуковского
) или даже какое-либо отвлеченное понятие («Любовь на кресло / С размаха прыгает, и Радость — на кровать, / И Гнев — на тумбочку, всё ожило, воскресло, / Очнулось, вспомнилось прихлынуло опять» — у Александра Кушнера).
Один из наиболее распространенных тропов называется эпитетом — это яркое, красочное определение. Эпитет легко найти в тексте: как правило, он отвечает на вопрос «какой?» и является прилагательным или причастием. Как, например, в произведении Марины Цветаевой
«Георгий»:
Льстивые ивы
И травы поклонные,
Вольнолюбивого,
Узорешенного
Юношу — славьте…
Если поэзия кажется вам сложным и скучным форматом, попробуйте взглянуть на нее с другой точки зрения. Ведь стихотворение — это почти всегда ребус, организованная игра автора с читателем и увлекательный интеллектуально-эмоциональный аттракцион.

Беседовала Екатерина Тарасова.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна