Сибирская резьба по кости: 5 экспонатов Тобольского губернского музея
Тобольский губернский музей открылся в 1870 году и стал первым публичным музейным собранием в Сибири. Его экспозиция посвящена истории сибирских земель до прихода казачьего атамана Ермака. Здесь представлены палеонтологические, археологические и этнографические выставки. Кроме того, в музее экспонируются работы тобольских мастеров-косторезов.
Портал «Культура.РФ» выбрал пять экспонатов выставки, которая посвящена первым коллекциям Тобольского губернского музея. Их можно рассмотреть в приложении дополненной реальности Artefact. Слушайте аудиогиды, нажимайте на «точки интереса» и читайте интересные факты. Вы узнаете, чему научили тобольских мастеров польские ссыльные, кости какого животного легче всего поддаются обработке и какую известную картину воссоздал на бивне мамонта косторез Порфирий Терентьев.
Богоматерь с младенцем
Тобольск был основным центром косторезного промысла в дореволюционной России. Первые мастерские появились здесь еще в начале XVIII века. Одними из первых резчиков того времени были шведские офицеры, которых взяли в плен во время Северной войны и сослали в Сибирь. В 1860-х годах в городе появились ссыльные поляки — участники Польского восстания. Среди них тоже встречались ремесленники и косторезы. Они изготавливали броши, табакерки, заколки, пресс-папье, а также распятия и образы Мадонны.
Барельеф «Богоматерь с младенцем» создал польский революционер Игнатий Пляпос. Для этой композиции мастер использовал овальную толстую пластину светло-коричневой кости мамонта. На одной стороне в углубленной арке он изобразил Богоматерь с младенцем Христом, а на обороте оставил надпись: «Ссыльный поляк Пляпос — резчик по мамонтовой кости».
Бабочка на пластинке
Первую частную мастерскую в Тобольске открыла семья Овешковых в 1874 году. У художника Ивана Овешкова обучались лучшие мастера дореволюционного косторезного тобольского промысла, в том числе Никифор Пальянов — автор композиции «Бабочка на пластинке».
Для миниатюрной скульптуры в технике объемной резьбы Пальянов использовал белый бивень мамонта. Кости этого животного легко поддавались обработке, поэтому их часто применяли даже в самых сложных миниатюрах со множеством мелких деталей. На крыльях бабочки можно увидеть рельефный рисунок прожилок насекомого. Никифор Пальянов установил фигурку на прямоугольную подставку из коричневой кости, внешне похожей на древесину.
Мышь с четырьмя мышатами на ломте хлеба
Миниатюрную композицию «Мышь с четырьмя мышатами на ломте хлеба» выполнил из бивня мамонта художник Порфирий Терентьев. Именно он заложил основы миниатюрной жанровой скульптуры в тобольском косторезном искусстве.
Порфирий Терентьев родился в крестьянской семье в Тобольском уезде. Еще в детстве он увлекался резьбой по дереву и создавал фигурки людей. Терентьева отправили в Тобольск, в мастерскую к художнику-косторезу Михаилу Знаменскому, но вскоре ему пришлось вернуться. К учебе он смог приступить только после воинской службы.
В Тобольске Порфирий Терентьев освоил резьбу из мамонтовой кости. Его основным инструментом был обычный перочинный нож. В 1900 году скульптуры мастера участвовали на Всемирной выставке в Париже.
Для композиции «Мышь с четырьмя мышатами на ломте хлеба» Порфирий Терентьев использовал технику объемной резьбы. Композицию из фигурок мышей и кусочка сыра он разместил на подставке, которая имитирует ломоть ржаного хлеба.
Читайте также:
Утро в сосновом лесу
Еще одна известная работа костореза Порфирия Терентьева — скульптура «Утро в сосновом лесу». Мастер создал ее в конце XIX века. В основу сюжета композиции легла одноименная картина живописца Ивана Шишкина.
Терентьев вырезал из кости медведицу с тремя медвежатами среди поваленных деревьев. Он изобразил животных точно так же, как на полотне Шишкина, изменив только позу матери-медведицы. В оригинале она смотрит на одного из медвежат, в скульптуре же ее голова повернута к зрителю. Порфирий Терентьев использовал для этой композиции коричневую кость мамонта, которую мастера до него считали менее ценной, чем белую, а то и вовсе непригодной для работы.
В 1916 году Терентьев ездил в Петроград, где показал свои работы профессорам Академии художеств, в том числе живописцу Илье Репину. После визита мастера в одном из выпусков столичного журнала «Всемирная панорама» опубликовали статью о нем. В ней говорилось: «…орудием для резьбы ему служит преимущественно перочинный ножик. По мнению профессоров Академии, видевших его произведения, это исключительный талант».
Нож для разрезания бумаги
Нож для разрезания бумаги выполнил тобольский мастер-косторез Иван Овешков примерно в 1880-х годах. Овешков сначала работал губернским землемером, занимался археологией и этнографией Тобольской губернии. Во время поездок по региону он изучал орнаменты народов Севера и их резьбу по мамонтовой кости, которую позже и освоил. В 1874 году в Тобольске его жена Софья открыла косторезную мастерскую. Изделия Овешковых отличались четкой и точной проработкой деталей и северными мотивами. Их работы заказывали покупатели из Петербурга, Тюмени, Кургана и других городов, а также из-за рубежа.
Иван Овешков создал нож в авторской технике: режущей части он придал лодочкообразную форму, а ручку сделал фигурной. На ней мастер вырезал миниатюрную скульптуру — двух обезьян, которые сидят на пне. От лезвия пенек отделяют врезная овальная линия и зигзагообразная гравировка. Такие ножи использовали для книг, которые раньше выпускали с неразрезанными страницами.
Автор: Ирина Малахова
Смотрите также