Алексей Васильев: «В XXI веке у нас появились серьезные конкуренты в мире»
14–16 ноября 2019 года на VIII Санкт-Петербургском культурном форуме впервые начнут работу тематические треки. Это группы мероприятий Профессионального и Общественного потоков, объединенные одной темой. Один из трех треков — «Культура и молодежь» — возглавит Алексей Васильев, ректор Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, профессор и дирижер. В преддверии форума он рассказал порталу «Культура.РФ», как вовлечь молодых людей в академическую культуру, какие изменения нужны музыкальному образованию и почему культурный менеджмент так важен сегодня.
— Алексей Николаевич, на VIII Санкт-Петербургском международном культурном форуме вы будете руководить работой трека «Культура и молодежь». Какие мероприятия пройдут в рамках трека? Много молодых людей планирует принять участие в его работе?
— Санкт-Петербургский международный культурный форум — масштабное событие в современной жизни. Мероприятия в рамках трека пройдут таким образом, чтобы максимальное количество молодых людей, а также всех интересующихся темой могли присутствовать на каждом из них. Мы, конечно, надеемся, что они привлекут большое количество молодежи, но надо понимать, что вопросы, которые будут обсуждаться, адресованы любой аудитории. Естественно, что проблема вовлечения молодых людей в современную академическую культуру должна находиться также и в поле зрения взрослых.
— Лично вы чувствуете присутствие молодежи в современной русской культуре? Как это проявляется?
— Являясь ректором старейшего музыкального вуза России, я не могу не чувствовать постоянного присутствия молодежи. Но наша молодежь профессионально ориентирована на музыкальное искусство. А хотелось бы почувствовать большего присутствия не профессиональной, а интересующейся молодежи в концертных залах, музыкальных театрах, музеях… Совершенно необходимо привлекать внимание молодых людей к академической культуре. Именно в ней — истоки цивилизации, именно она дает надежду на позитивный путь развития современного общества.
— Кто и как сегодня может помочь молодым артистам, художникам, архитекторам, музыкантам?
— В первую очередь могут и уже помогают их учителя. Они дают молодым талантам знания и умения, благодаря которым можно пройти долгий творческий путь. Но главную помощь должно оказать им общество. Молодому артисту, как никакому другому, требуется внимание аудитории, и желательно широкой. Поэтому наша задача сегодня — такую аудиторию сформировать.
— Какие виды поддержки молодых талантов, на ваш взгляд, наиболее эффективны?
— Есть много видов поддержки, каждый из которых по-своему эффективен. На мой взгляд, молодым талантам должен быть открыт путь на сцену, к публике — к зрителям и слушателям. А уж какие виды поддержки будут использованы для достижения этой цели — вопрос технический. Ярким примером такой помощи является Санкт-Петербургский дом музыки, который обеспечивает молодых музыкантов возможностью выступать на лучших концертных площадках России с лучшими симфоническими оркестрами.
— В январе 2019 года под патронатом Санкт-Петербургской консерватории был создан Союз молодых ученых в области музыкального искусства. Что удалось сделать за прошедшие месяцы?
— Сделано многое. Заключены соглашения о сотрудничестве с аналогичными структурами других вузов, среди которых — Московская консерватория и оба наших университета, Санкт-Петербургский и Московский. Проведен ряд самостоятельных мероприятий, в том числе за пределами Консерватории. Важным этапом в развитии должна стать инаугурационная сессия Союза молодых ученых Региональной ассоциации восточнославянских стран Международного музыковедческого общества (IMS), которая пройдет в рамках трека.
— Существуют ли такие союзы в других областях искусства в нашей стране? Насколько они результативны?
— Сложно говорить именно о других областях искусства, но совершенно точно такие молодежные инициативы существуют во многих ведущих вузах России. Главным результатом деятельности таких образований является интеграция научных исследований. Мне нравится, что наши молодые ученые не зацикливаются на своих темах, а смело пускаются в исследования взаимодействия таких наук, как музыка и физика, музыка и математика и тому подобное. Они расширяют поле деятельности музыкальной науки. Мне кажется, это способствует развитию их творческого сознания, а также служит привлечению новой аудитории.
Читайте также:
— Как руководитель старейшей консерватории в стране, какие сложности вы видите в современном музыкальном образовании?
— Главной проблемой, с моей точки зрения, является некоторый консерватизм нашего классического образования. Мы не очень считаемся с окружающей нас действительностью, а она ведь серьезно изменилась с тех пор, когда на весь мир гремела знаменитая советская школа. Сегодня методики старой школы не всегда дают результат, надо двигаться вперед, искать новые пути развития. Тогда мы сможем привлечь и больше молодежи. Ведь молодым людям, чтобы увлечься чем-то, необходимо четкое понимание перспективы. Ретроспектива их интересует меньше.
— А какие сильные стороны есть у отечественной школы? Можете назвать направления, в которых мы преуспеваем, по сравнению с зарубежными учебными заведениями?
— Совершенно очевидно, мы лидируем в области некоторых музыкальных профессий. Например, русская дирижерская школа дает очень много мировой культуре, как и фортепианная, вокальная. Конечно, балетная и художественная школы традиционно считаются лучшими в мире. Однако нельзя не признать, что в XXI веке у нас появились серьезные конкуренты в мире. Но очень часто оказывается, что в таких школах работают либо выходцы из бывшего СССР, либо их ученики.
— На ваш взгляд, готова и должна ли система музыкального образования внедрять инновации — онлайн-курсы, дистанционное обучение или даже конкурсные отборы по ютьюб-выступлениям?
— Система не просто готова, она уже активно использует все перечисленные методы работы. Очевидно, что в нашей профессии дистанционное обучение вряд ли когда-то сможет сравниться по эффективности с контактной работой, но в то же время ясно, что интернет-урок принесет гораздо больше пользы, чем отсутствие урока. Что касается предварительного отбора по записям, опубликованным в интернете, он уже давно стал неотъемлемой частью практически всех конкурсов, включая и всемирно известный Конкурс имени Чайковского.
— Профессий в области искусства и культуры становится все больше — от ивент-менеджеров до арт-оценщиков. На ваш взгляд, какие из них будут наиболее востребованы в ближайшем будущем?
— Честно говоря, мне кажется, что просто стало больше модных иностранных словечек. У нас всегда были музыкальные редакторы и администраторы (кстати, тоже слова иностранного происхождения), которые делали работу этих самых ивент-менеджеров. Похоже, в ближайшем будущем их роль сильно возрастет в связи с тем, что все больше и больше культурных мероприятий должно организовываться сегодня по принципу самоокупаемости. Нужны грамотные люди, которые станут генераторами творческих идей и в то же время смогут привлекать средства на их реализацию. Молодым талантам надо как-то предоставлять возможность самовыражения, и это, с моей точки зрения — главная задача современных музыкальных менеджеров.
Фотографии из личного архива Алексея Васильева
Беседовала Татьяна Григорьева