Наше «Время»
Американский журнал Time выходит уже почти 100 лет: первый его выпуск увидел свет в 1923 году. Со временем в издании появилась традиция: на его обложку помещали фотографию или портрет человека, который так или иначе изменил мир. Читайте, кто из отечественных писателей, музыкантов и художников появлялся на главной странице легендарного еженедельника.
Дмитрий Шостакович
Выпуск от 20 июля 1942 года
Во время Великой Отечественной войны Дмитрий Шостакович работал в Ленинградской консерватории. Он хотел пойти на фронт добровольцем, но два его рапорта отклонили. Тогда композитор стал пожарным: ему выдали каску, спецодежду и показали, как орудовать щипцами для сбрасывания «зажигалок».
Именно на посту Шостакович написал первые три части Ленинградской симфонии. Когда начинались пожары, он оставлял партитуру, а между нотами ставил буквы «в.н.», что означало «воздушный налет».
29 июня 1942 года симфонию впервые исполнили за рубежом. В тот день ее послушали пять тысяч посетителей Королевского Альберт-холла в Лондоне. Американская премьера была назначена на 26 июля. За неделю до этого издание Time опубликовало портрет Дмитрия Шостаковича на обложке. В форме пожарного на фоне полыхающего Ленинграда композитора изобразил художник и дизайнер Борис Арцыбашев, сын писателя Михаила Арцыбашева.
Те, кто видит Шостаковича впервые, находят его застенчивым, серьезным и даже заумным. В непринужденной обстановке или среди музыкантов он расслабляется, шутит, спорит с друзьями, кто больше выпьет. Он любит машины, быструю езду, американские журналы, читает американских авторов, наиболее импонирующих русским: Марка Твена, Джека Лондона, Теодора Драйзера, Эптона Синклера. Будучи человеком насквозь городским, он терпеть не может dacha (русские летние бунгало) и komary (вездесущих русских москитов).
Сергей Прокофьев
Выпуск от 19 ноября 1945 года
«Я задумал ее как симфонию величия человеческого духа», — говорил о своей Пятой симфонии Сергей Прокофьев. Композитор написал ее в 1944 году в ивановской деревне Афанасово, куда приехал после эвакуации.
9 и 10 ноября 1945 года симфонию играли в Бостоне. Американская пресса писала, что «военная» мелодия Прокофьева «отвечает планам Кусевицкого широко отметить в этом сезоне победу союзников в завершившейся войне с фашизмом».
Уже через 10 дней журнал Time поместил портрет композитора на обложку. Его выполнил нью-йоркский иллюстратор Эрнест Хамлин Бэйкер. Журнал назвал Прокофьева «величайшим из ныне живущих русских музыкантов», а его симфонию — «величайшим музыкальным событием за многие-многие годы, величайшим со времен Брамса и Чайковского».
Игорь Стравинский
Выпуск от 26 июля 1948 года
Следующим советским композитором на обложке Time стал Игорь Стравинский. Портрет выполнил «Мистер Время» (Mr. Time) — самый знаменитый автор обложек этого издания Борис Шаляпин, сын известного оперного певца Федора Шаляпина.
Статью в журнале посвятили личности Стравинского и его музыке к балету «Весна священная». Во время премьеры на Елисейских Полях в 1913 году зрители и критики произведение не оценили, но уже через год балет стал очень популярным. Time назвал «Весну священную» «одним из главных новаторских произведений XX века», а самого композитора в 1998 году включили в список 100 наиболее влиятельных людей столетия.
Джордж Баланчин
Выпуск от 25 января 1954 года
В 1924 году грузинский хореограф Георгий Баланчивадзе вместе с другими советскими танцовщиками гастролировал по Европе и решил там остаться. Он участвовал в парижских Русских сезонах Сергея Дягилева и по его совету переписал свое имя на западный манер: стал Джорджем Баланчиным. После смерти импресарио хореограф продолжил карьеру в Лондоне, затем в Копенгагене и Монте-Карло.
В 1936 году Баланчин, создатель одной из американских балетных школ, уже дебютировал на Бродвее, а в 1948 году возглавил Нью-Йоркскую городскую балетную труппу. В 1950-е годы он был известным балетмейстером, а его спектакли были очень популярны у зрителей. Например, просмотр «Щелкунчика» на музыку Петра Чайковского стал в Америке рождественской традицией.
В начале 1954 года Джордж Баланчин появился на обложке Time. Его портрет тоже выполнил художник Борис Шаляпин.
Борис Пастернак
Выпуск от 15 декабря 1958 года
Первым российским писателем, портрет которого опубликовали на обложке легендарного еженедельника, стал Борис Пастернак. 23 октября 1958 года ему присудили Нобелевскую премию по литературе. В советской писательской среде это событие восприняли негативно: Пастернака критиковали за «клеветнический роман «Доктор Живаго», неоднозначное отношение к Октябрьской революции и другим преобразованиям в стране. Его единогласно исключили из Союза писателей СССР, а также требовали лишить советского гражданства и выслать за границу. От Нобелевской премии писатель в итоге отказался. Статью в Time о Пастернаке опубликовали в том же году 15 декабря, а его портрет разместили на обложке.
В мире имя Бориса Пастернака, до недавних пор знакомое в основном коллегам-поэтам и литературоведам, обрело некие магические свойства. В американских книжных магазинах «Живаго» — бестселлер номер один — расхватывают мгновенно (к началу этой недели продано уже 344 000 экземпляров). Издательство Pantheon готовит новый тираж в 430 000 копий, а клуб «Книга месяца» срочно включил роман в свой список. «Живаго» уже переведен на 17 языков; книга, не напечатанная на родине автора, вскоре облетит весь мир. Впрочем, по России тоже ходит какое-то количество подпольных перепечаток.
Евгений Евтушенко
Выпуск от 13 апреля 1962 года
Вторым русским литератором на обложке Time стал Евгений Евтушенко. Вверху портрета, который выполнил Борис Шаляпин, подпись — «Новое поколение России» («Russia’s new generation»). Статью под названием «Литература правды» посвятили советской молодежи, периоду оттепели и самому поэту-шестидесятнику.
Биография «Жени» — как все называют 28-летнего красавца Евтушенко — началась там, где закончился жизненный путь многих других русских поэтов: в Сибири. В жилах этого светловолосого, высокого (6 футов 3 дюйма) и худощавого человека течет украинская, татарская и латышская кровь (про латвийские корни он говорит: «там коллективизации не было»). Хотя ему нравится выставлять себя пареньком из провинции, по воспитанию и даже акценту Евтушенко — типичный москвич; это ярко проявляется и в его стихах, утонченных по форме, но зачастую разговорных по языку. Секрет его популярности связан с редкой способностью улавливать — и передавать читателям — сомнения и стремления поколения, уже утратившего иллюзии, но только начинающего обретать собственный голос.
Марк Шагал
Выпуск от 30 июля 1965 года
22 сентября 1964 года на Бродвее вышел мюзикл «Скрипач на крыше» о жизни евреев дореволюционной черты оседлости в России. Создателей произведения во многом вдохновили картины художника Марка Шагала. Он часто изображал на полотнах жизнь своих соотечественников. В своей особой манере, объединяя повседневность с романтизмом высокого искусства, Шагал писал танцоров, поэтов и музыкантов, а особенно часто — скрипачей. Вскоре после выхода мюзикла автопортрет Шагала украсил выпуск журнала Time.
Александр Солженицын
Выпуски от 27 сентября 1968 года и от 25 февраля 1974 года
В 1968 году в США и Западной Европе вышли романы Александра Солженицына «В круге первом» и «Раковый корпус». За рубежом литератор стал известен, а в СССР его начали преследовать, исключили из Союза писателей. Первый портрет Солженицына на обложке журнала Time состоял из трех фотонегативов разной степени проявленности и одного изображения, проявленного до конца.
В 1970 году Солженицыну присудили Нобелевскую премию по литературе «за нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы». Через четыре года писателя арестовали, обвинив в измене Родине. Его лишили советского гражданства и выслали из страны. Уже 25 февраля 1974 года журнал Time вновь поместил фотографию Солженицына на обложку, как главного человека месяца. Статью посвятили его изгнанию из СССР.
Владимир Набоков
Выпуск от 23 мая 1969 года
Целых четыре раза на Нобелевскую премию по литературе выдвигали еще одного русского писателя — Владимира Набокова. Хоть лауреатом он так и не стал, в 1969 году Time взял у писателя большое интервью по случаю выхода романа «Ада» и разместил портрет Набокова на обложке.
Михаил Барышников
Выпуск от 19 мая 1975 года
В 1960-х годах русский балет был очень популярен в Америке. Газеты часто писали об известных танцовщиках и балеринах, об их блестящих партиях и громких постановках. В 1974 году фотография Большого театра попала на обложку еженедельника Newsweek еще за неделю до того, как там опубликовали новость о приезде русской труппы в Канаду.
В ее составе был ведущий солист Ленинградского театра оперы и балета (сегодня Мариинский театр) Михаил Барышников. После этих гастролей танцовщик остался на Западе. Он стал премьером труппы Американского театра балета, а в дальнейшем продолжил успешную карьеру на Бродвее. В 1975 году портрет Барышникова работы иллюстратора Баррона Стори появился на обложке Time под заголовком «Новый идол балета».
Мстислав Ростропович
Выпуск от 24 октября 1977 года
Портрет советского дирижера и виолончелиста Мстислава Ростроповича с подписью «Великолепный маэстро» («The Magnificent Maestro») появился на обложке американского еженедельника осенью 1977 года. Ранее в этом же году, с 28 июня по 3 июля, в Париже прошел Первый Международный конкурс академических виолончелистов имени Ростроповича.
Автор: Ирина Малахова