Не только «Война и мир»
Лев Толстой — один из самых известных писателей и мыслителей в мире. Он написал почти 200 художественных произведений и более 10 000 писем, вел дневники в течение 63 лет и создал более 300 статей, обращений и трактатов. «Культура.РФ» рассказывает о пяти редких книгах писателя, в которых он размышляет о вере, насилии, патриотизме и других философских вопросах. Прочитать их вы можете в архиве Национальной электронной библиотеки.
«О борьбе со злом посредством непротивления»
Мысль о том, что на зло нельзя отвечать злом, Лев Толстой развивал на протяжении многих лет. Этой теме посвящены его публицистические, исповедальные, художественные произведения: «Исповедь», «В чем моя вера?», «Что такое религия и в чем сущность ее?», «Закон насилия и закон любви», «Смерть Ивана Ильича», «Воскресение» и многие другие.
Эта же тема поднимается в трех письмах, которые объединены в брошюре «О борьбе со злом посредством непротивления». Первое письмо сборника — послание к Михаилу Чернавскому, члену партии социал-революционеров, политическому каторжнику. В нем писатель рассуждает о любви и ее природе, о насилии и убийствах.
Человечество живет, нравственное сознание растет в нем, и оно доживает сначала до того, что сознает невозможность нравственную есть своих родителей, потом убивать излишних детей, потом убивать пленных, потом держать рабов, потом битьем приводить в согласие своих семейных и потом — одно из главных приобретений человечества — невозможность убийством и вообще насилием достигать своего совокупного блага.
1888 год, январь
Самое объемное послание брошюры — к американскому писателю и общественному деятелю Эрнесту Кросби. Литераторы вели многолетнюю переписку, сходились во взглядах и оказывали влияние друг на друга. Лев Толстой, например, вдохновил американца принять идеи непротивления.
«В чем моя вера?»
В религиозно-философском трактате Лев Толстой впервые полно и откровенно высказал свои взгляды на религию.
Я, как разбойник, знал, что жил и живу скверно, видел, что большинство людей вокруг меня живет так же. Я так же, как разбойник, знал, что я несчастлив и страдаю и что вокруг меня люди также несчастливы и страдают, и не видал никакого выхода, кроме смерти, из этого положения. <…>
Во всем этом я был совершенно подобен разбойнику, но различие мое от разбойника было в том, что он умирал уже, а я еще жил. Разбойник мог поверить тому, что спасение его будет там, за гробом, а я не мог поверить этому, потому что кроме жизни за гробом мне предстояла еще и жизнь здесь. А я не понимал этой жизни. Она мне казалась ужасна. И вдруг я услыхал слова Христа, понял их, и жизнь и смерть перестали мне казаться злом, и, вместо отчаяния, я испытал радость и счастье жизни, не нарушимые смертью.
Во всем этом я был совершенно подобен разбойнику, но различие мое от разбойника было в том, что он умирал уже, а я еще жил. Разбойник мог поверить тому, что спасение его будет там, за гробом, а я не мог поверить этому, потому что кроме жизни за гробом мне предстояла еще и жизнь здесь. А я не понимал этой жизни. Она мне казалась ужасна. И вдруг я услыхал слова Христа, понял их, и жизнь и смерть перестали мне казаться злом, и, вместо отчаяния, я испытал радость и счастье жизни, не нарушимые смертью.
«В чем моя вера?»
Толчком к написанию этого трактата послужило письмо, которое Толстой получил в декабре 1882 года от публициста и критика Михаила Энгельгардта. В нем литератор писал: «Особенно один вопрос занимает меня: отношение к власти, к насилию: должен ли христианин покоряться даже несправедливым и гнусным постановлениям; не делается ли он через это соучастником преступления? <…> Но как же теперь добиться осуществления евангельского учения, что делать?»
На это письмо Толстой написал подробный, но слишком личный ответ — послание он не стал отправлять (тем более что они не были знакомы). Тогда Лев Толстой стал работать над большим автобиографическим произведением — «Записками христианина». Они и легли в основу трактата «В чем моя вера?». Книгу впервые опубликовали в 1884 году — напечатали лишь 50 экземпляров. Позже ее не пропустила цензура: писателя обвиняли в искажении христианского учения. Толстой писал: «Книга моя вышла и запрещена, но не сожжена, а увезена в Петербург, где, сколько мне известно, те, которые запретили ее, разбирают ее по экземплярам и читают. И то хорошо». Несмотря на запрет, трактат распространяли в рукописях и литографированных копиях, цитировали в прессе и церковных изданиях. Полное издание произведения появилось в 1887 году в Женеве.
«Голод»
С осени 1891 по лето 1892 года в России царил голод: из-за сильного неурожая бедствие поразило Черноземье и Среднее Поволжье. Но правительство практически не помогало, а в официальной печати хоть и появлялись сообщения о голоде, однако тревоги в них не было: «Итак, нет причины отчаиваться и опускать руки; пусть только пойдут широким руслом частные пожертвования — и наиболее острый кризис без особого труда будет осилен».
Лев Толстой полагал, что сможет привлечь к проблеме внимание и добиться реальной помощи, если вызовет сочувствие у общества. Так стали появляться его работы о голоде. Он посвятил неурожаю статьи «О средствах помощи населению, пострадавшему от неурожая», «Помощь голодным», «Среди нуждающихся», «О голоде», «Страшный вопрос». В них он писал о равнодушии интеллигенции и правительства к проблеме, описывал реальные случаи голода и предлагал пути борьбы с бедствием.
Подхожу к краю деревни на этой стороне. Первая изба — не изба, а четыре каменные, серого камня, смазанные на глине стены, прикрытые потолочинами, на которых навалена картофельная ботва. Двора нет. Это жилье первой семьи. Тут же, спереди этого жилища, стоит телега, без колес, и не за двором, где обыкновенно бывает гумно, а тут же перед избой, расчищенное местечко, ток, на котором только что обмолотили и извеяли овес. Длинный мужик в лаптях лопатой и руками насыпает из вороха в плетеную севалку чисто отвеянный овес, босая баба лет 50-ти, в грязной, черной, вырванной в боку рубахе, носит эти севалки, ссыпает в телегу без колес и считает. К бабе жмется, мешая ей, в одной серой от грязи рубахе, растрепанная девочка лет семи.
«О голоде»
Толстой и сам активно помогал голодающим, например в Тульской и Рязанской губерниях писатель открыл около 70 бесплатных столовых.
Читайте также:
«Патриотизм и правительство»
В начале марта 1900 года Лев Толстой получил письмо от инвалида немецкой армии Иоганна Клейнпоппена, в котором тот описывал военные ужасы. Солдат попросил Толстого написать «хорошую книгу против войны». Книгу писатель не создал, однако написал статью «Патриотизм и правительство», а отрывки из письма немецкого солдата включил в седьмую главу. Впервые статья появилась в журнале «Свободное слово» Владимира Черткова в 1900 году. В России ее напечатали через шесть лет.
Это антивоенная статья, в которой Лев Толстой говорит о том, что патриотизм — вредное чувство, которое разжигает войны.
Но удивительное дело, несмотря на неоспоримую и очевидную зависимость только от этого чувства разоряющих народ всеобщих вооружений и губительных войн, все мои доводы об отсталости, несвоевременности и вреде патриотизма встречались и встречаются до сих пор или молчанием, или умышленным непониманием, или еще всегда одним и тем же странным возражением: говорится, что вреден только дурной патриотизм, джингоизм, шовинизм, но что настоящий, хороший патриотизм есть очень возвышенное нравственное чувство, осуждать которое не только неразумно, но преступно.
«Патриотизм и правительство.
«К рабочему народу»
Идея статьи возникла у Льва Толстого под впечатлением от событий начала 1900-х годов, когда произошли массовые крестьянские волнения. В январе 1902 года Толстой написал обращение к императору Николаю II: «Самодержавие есть форма правления отжившая, могущая соответствовать требованиям народа где-нибудь в центральной Африке, отделенной от всего мира, но не требованиям русского народа, который все более и более просвещается общим всему миру просвещением. <…> Я лично думаю, что в наше время земельная собственность есть столь же вопиющая и очевидная несправедливость, какою было крепостное право 50 лет тому назад. Думаю, что уничтожение ее поставит русский народ на высокую степень независимости, благоденствия и довольства. Думаю тоже, что эта мера, несомненно, уничтожит все то социалистическое и революционное раздражение, которое теперь разгорается среди рабочих и грозит величайшей опасностью и народу, и правительству».
Тему земельной собственности вскоре Толстой развил в обращении «К рабочему народу». В дневнике Толстого за май 1902 года: «Теперь 1-й час ночи. Понемногу работаю над обращением к народу. Недурно». Работа затянулась: Лев Толстой постоянно что-то переписывал и дорабатывал. Так накопилось более 800 рукописных листков, которые сегодня хранятся в Рукописном отделе Государственного музея Л.Н. Толстого. Впервые статью напечатали в сентябре 1902 года в Англии в издании Владимира Черткова «Свободное слово».
Автор: Евгения Ряднова
Смотрите также