Елена Образцова
Годы жизни: 07 июля 1939 - 12 января 2015
Страна: СССР
Сфера деятельности: Исполнитель
Содержание
Испанцы называли Елену Образцову лучшей Кармен в истории театра. Она пела на одной сцене с Пласидо Доминго и Лучано Паваротти и была дружна с Монсеррат Кабалье. Андрей Громыко говорил, что она сделала для советской дипломатии больше, чем целый МИД.
Из «приюта счастья» в Большой театр
Елена Образцова родилась в предвоенном Ленинграде в семье инженера. Ее отец хорошо играл на скрипке и пел, детство будущей артистки прошло под звуки музыки. С 9 лет Елена Образцова пела в детском хоре Ленинградского дворца пионеров. Позже она вспоминала о нем как о «приюте счастья».
«Музыка с детства была для меня не дополнением к жизни, а неотъемлемой ее частью. Но певицу, актрису во мне тогда трудно было угадать: я росла настоящим сорванцом, дружила только с мальчишками».
Елена Образцова
К окончанию школы девушка уже не представляла своей жизни без музыки. Она решила поступать в консерваторию, но родители ее в этом не поддерживали. Отец считал профессию певицы несерьезной, предрекал ей выступления перед сеансами в дешевых кинотеатрах и настаивал на учебе в радиотехническом институте.
После школьного выпускного отец подарил Образцовой поездку в Ленинград. Там она пошла на прослушивание в Ленинградскую консерваторию имени Римского-Корсакова: «Я спела приемной комиссии третью песню Леля из «Снегурочки», затем романс Римского-Корсакова «Октава». Мне говорят: «Спасибо, вы свободны!», а я упрашивала послушать еще несколько песен, чтобы экзаменаторы могли понять, насколько широк мой диапазон. Комиссия хохотала надо мной, но петь разрешила. Вечером я узнала, что поступила, и всю дорогу домой улыбалась от счастья».
Уже на третьем курсе консерватории Елена Образцова участвовала в музыкальных конкурсах — Всесоюзном конкурсе вокалистов имени Михаила Глинки и Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки. И там и там она заняла первые места. Вскоре она дебютировала на сцене Большого театра. Играла Марину Мнишек в опере «Борис Годунов»: «Я вышла на сцену Большого театра без единой оркестровой репетиции. <…> У меня было совершенно обморочное состояние, и если бы не паны, которые под руки вывели меня на сцену, может быть, действительно в этот вечер сцены у фонтана и не было бы».
В 1964 году на выпускном экзамене в консерватории Образцова получила пять с плюсом, что среди студентов было удивительной редкостью. В тот же год молодая певица стала солисткой Большого театра и уехала на гастроли в Милан. На сцене Ла Скала она играла гувернантку из оперы Петра Чайковского «Пиковая дама».
«Кармен — единственная опера, которая поет мною»
В 1974 году в Барселоне проходил фестиваль, посвященный 100-летию оперы «Кармен». В театре «Лисео» шли четыре вариации спектакля с исполнителями из разных стран. Елена Образцова исполняла главную женскую партию в постановке Франко Дзеффирелли.
Певица и режиссер долго работали над образом, но не хватало какой-то яркой детали, завершающего штриха. В конце концов Образцова попросила Дзеффирелли описать свою героиню одним словом, и тогда режиссер укусил ее за плечо. Так родилась самая известная роль певицы: «Я сразу поняла: Кармен — это пантера такая, которую все хотят, все боятся, и делает она все что вздумает. Сняла в результате туфли, босиком запела и стала… зверюшкой».
Спектакль стал настоящей сенсацией. Испанская пресса писала, что Елена Образцова совмещала в своей героине «психологическую глубину и естественность».
В 1975 году ее признали лучшей в Испании исполнительницей Кармен.
«Кармен» — единственная опера, которую я не пою, а которая поет мною. <…> Когда я впервые выступила в ней, то по-настоящему пережила свой дебют. Я перестала себя чувствовать артисткой, в меня словно вселилась душа Кармен. <…> Потом, как в полусне, до меня донеслись крики зрителей и аплодисменты. И они вернули меня к действительности».
Елена Образцова
Еще одной любимой ролью Образцовой была Графиня из «Пиковой дамы»: «Единственные, кто мне не подчинились, это Кармен и Графиня в «Пиковой даме». Я им подчинилась. Это была мистика, я никогда не знала в этих партиях, что будет дальше».
«Я никогда ни одному дирижеру или режиссеру не сказала «нет»
За время работы в театре Елена Образцова исполнила более 80 партий. Среди них — Любаша в «Царской невесте», Марфа в «Хованщине», Далила в «Самсоне и Далиле», Элен Безухова в «Войне и мире» и многие другие.
Певица много гастролировала и выступала в лучших театрах мира — Ла Скала, Метрополитен-опера, Венская опера и опера Сан-Франциско. Ее партнерами на сцене были Лучано Паваротти, Джоан Сазерленд и Монсеррат Кабалье, самыми любимыми она называла Пласидо Доминго и Владимира Атлантова.
«Я авантюристка. Я никогда ни одному дирижеру или режиссеру не сказала «нет». Бывало, что они мне предлагали оперу, о которой я и не знала ничего, меня спрашивали: «Вы поете это?» Я сразу отвечала: «Конечно». Иногда мне приходилось учить целую оперу всего за три дня. И если с музыкой проблем не возникало, то текст, особенно иностранный, я не всегда успевала запомнить. Вот и писала шпаргалки, а потом развешивала их среди декораций».
Елена Образцова
Елена Образцова пела не только оперные партии. Она любила романсы, русские песни. Специально для нее Георгий Свиридов написал «Десять песен на стихи Александра Блока» и вокальный цикл на стихи Сергея Есенина «Отчалившая Русь». Образцова называла себя «рабом своего искусства» и говорила, что вся ее жизнь — это пение.
Кроме того, она ставила оперу «Вертер» в Большом театре, снялась в нескольких фильмах («Веселая вдова», «Моя Кармен», «Сельская честь»), играла в драматическом театре. На главные роли в постановках «Антонио фон Эльба» и «Реквием по Радамесу» артистку пригласил Роман Виктюк.
Елена Образцова возглавляла оперную труппу Михайловского театра и преподавала в Московской государственной консерватории и Токийской музыкальной академии.
В 2015 году артистка скончалась в Лейпциге после продолжительной болезни. Она похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.
В публикациях
Спектакли