10 отечественных музыкальных династий
Биографии многих российских композиторов и исполнителей начинаются со слов «рос в музыкальной семье». «Культура.РФ» вспомнила известные династии, музыкальный талант в которых передавался от поколения к поколению.
Шостаковичи
Автор знаменитой Ленинградской симфонии Дмитрий Шостакович был одним из самых высоко оцененных советских композиторов. Лауреат многочисленных премий и глава Союза композиторов унаследовал любовь к музыке от своей матери — выпускницы Петербургской консерватории Софьи Шостакович, которая и была первой учительницей маленького Дмитрия. В дальнейшем он и сам закончил Петроградскую консерваторию.
Первое время музыкальная карьера Шостаковича складывалась не очень удачно, но в конце 1920-х его произведения все же покорили публику. За свою жизнь Дмитрий Шостакович написал 15 симфоний, 3 оперы, 3 балета, 6 концертов, а также множество композиций для кинофильмов и театральных постановок.
Его сын Максим также посвятил себя музыке и стал дирижером. Долгое время он руководил Симфоническим оркестром Министерства культуры СССР, много работал за рубежом в качестве дирижера Гонконгского симфонического оркестра и Новоорлеанского симфонического оркестра. Максим Шостакович бережно хранил наследие отца, в частности записал все симфонии Шостаковича в исполнении Пражского симфонического оркестра.
Стравинские
Вероятно, будущее Игоря Стравинского было предопределено с самого детства. Его отец Федор Стравинский был известным оперным певцом, солистом Мариинского театра, первым исполнителем романсов Модеста Мусоргского. Среди его самых известных партий — Мефистофель в «Фаусте» Шарля Гуно и Фарлаф в «Руслане и Людмиле» Михаила Глинки. Мать Игоря Стравинского Анна была великолепной пианисткой, постоянным концертмейстером своего мужа. Сам Игорь Стравинский с детства брал уроки игры на фортепиано, его учителем был Николай Римский-Корсаков. Собственно, под его руководством Стравинский и написал свои первые произведения, например «Фавна и пастушку». Это сочинение впечатлило Сергея Дягилева, и карьера Стравинского пошла на взлет. Для Русских сезонов Дягилева он написал три балета: «Жар-птицу», «Петрушку» и «Весну священную». Позже Стравинский сочинил ряд опер, многочисленные произведения для оркестра, хора, фортепиано и другие произведения.
Сын Стравинского, Святослав Сулима-Стравинский, продолжил эту музыкальную династию и стал пианистом. Совсем молодым юношей он выступал вместе с отцом, исполняя его произведения для фортепиано с оркестром. В 1935 году в Париже он исполнил специально написанный для него Игорем Стравинским концерт для двух фортепиано. После Второй мировой войны Святослав Стравинский переехал в США, где продолжал концертную деятельность, а также стал преподавать в Иллинойском музыкальном училище.
Скрябины
Родоначальник «светомузыки», композитор-символист Александр Скрябин уже в пять лет умел играть на фортепиано. И хотя сначала по семейной традиции он был отдан в Московский кадетский корпус, Скрябин все равно продолжал заниматься музыкой и брал частные уроки, в том числе у Сергея Танеева. Позднее он окончил Московскую консерваторию и думал о карьере концертирующего пианиста, но всерьез увлекся композицией. За свою жизнь он написал три симфонии, музыкальные поэмы «Прометей» и «Поэма экстаза», а также многочисленные прелюдии, экспромты.
К несчастью, почти все дети Скрябина погибли в юном возрасте. Его сын Юлиан умер в 11 лет, но к этому времени уже успел заявить о себе как о композиторе — стал автором нескольких прелюдий, которые не раз звучали на большой сцене. Юлиан был выпускником музыкального училища сестер Гнесиных, студентом Киевской консерватории по классу композиции. Как писал о юном композиторе друг семьи Скрябиных музыкант Арнольд Альшванг, мальчик «мыслил в сложных ладах, сочинял и импровизировал в манере позднего Скрябина. <…> Всё, чему его учили, он воспринимал с чрезвычайной легкостью».
Щедрины
Отец известного советского композитора Родиона Щедрина Константин Щедрин не был известным музыкантом. Однако он обладал так называемой «магнитофонной» памятью и мог запомнить любую мелодию с первого раза, а также имел абсолютный слух. Константин Щедрин окончил Московскую консерваторию, стал педагогом и занимался со своим сыном, когда заметил у него музыкальные способности.
Впоследствии и Родион Щедрин стал выпускником Московской консерватории, а позже и ее преподавателем. Щедрин написал пять балетов, в частности известнейшую «Кармен-сюиту», многочисленные симфонические и вокальные произведения. Также Родион Щедрин оставил свой след в кинематографе, написав музыку к таким фильмам, как «Высота» Александра Зархи и «Коммунист» Юлия Райзмана.
Читайте также:
Александровы
Композитор Александр Александров вошел в историю отечественной культуры как автор гимна СССР. Интересно, что начинал главный певец величия Советского Союза свою карьеру в церковном хоре — сначала в провинциальных церквях, а потом и в храме Христа Спасителя, где он был регентом. Также он преподавал в Московской консерватории, возглавлял Ансамбль песни и пляски Советской армии. Хотя Александров писал и симфоническую музыку, и оперу, в первую очередь он был известен как автор военных песен «Священная война», «В поход! В поход!» и других.
Его сын Борис продолжил дело отца: сначала он пел в возглавляемых им хорах, а потом, окончив Московскую консерваторию, стал дирижером Центрального театра Красной армии. После смерти отца Борис Александров возглавил Ансамбль песни и пляски Советской армии. Самым известным произведением Александрова-младшего стала музыка к кинофильму «Свадьба в Малиновке».
Два других сына Александра Александрова, Владимир и Александр, тоже стали композиторами и в разное время также возглавляли оркестр Ансамбля песни и пляски Советской армии. Впоследствии многие члены династии Александровых работали в этом ансамбле.
Рихтеры
Один из крупнейших пианистов XX века Святослав Рихтер был потомственным музыкантом. Его отец Теофил Рихтер, выпускник Венской консерватории и преподаватель музыкального училища в Житомире и Консерватории в Одессе, вместе с женой с трех лет обучал своего сына музыке. Теофил и Святослав Рихтеры даже устраивали совместные выступления, например в немецком консульстве Одессы. Первое время Святослав Рихтер работал в музыкальных учреждениях Одессы, а позднее переехал в Москву, где, окончив консерваторию, стал активно выступать. Ключевыми произведениями в карьере Рихтера были Шестая и Седьмая сонаты Сергея Прокофьева, с которым он был очень дружен. После 1960-х Рихтер стал активно гастролировать по всему миру, исполняя всё — от музыки барокко до сочинений ХХ века. Святослав Рихтер был лауреатом всевозможных национальных и международных премий, включая даже «Грэмми».
Ростроповичи
Музыкальная династия Ростроповичей началась с Витольда Ростроповича, деда Мстислава Ростроповича. Витольд Ростропович был композитором, педагогом, концертирующим пианистом. Он преподавал фортепианную игру в Воронежской гимназии, активно участвовал в городских благотворительных концертах и руководил воронежским отделением Императорского музыкального общества. Отец Мстислава Леопольд Ростропович был виолончелистом, выпускником Петербургской консерватории и преподавателем училища имени Гнесиных. В разные годы он также преподавал в Азербайджанской консерватории и Оренбургском музыкальном училище. Его жена Софья была пианисткой, выпускницей Московской консерватории, посвятившей, однако, свою жизнь семье, а не музыке.
Неудивительно, что Мстислав Ростропович с самых ранних лет стал заниматься музыкой с родителями. Закончив Московскую консерваторию по классу виолончели, он стал активно гастролировать. Позже Ростропович обосновался в США, где стал бессменным руководителем Национального симфонического оркестра в Вашингтоне. Ростропович был лауреатом многочисленных премий, в его послужном списке целых пять премий «Грэмми». В браке с оперной певицей Галиной Вишневской у Ростроповича родились две дочери, Ольга и Елена, которые также связали свою жизнь с музыкой. Старшая дочь Ольга в наши дни возглавляет музыкальный фонд Ростроповича, помогающий молодым музыкантам.
Дунаевские
Исаак Дунаевский родился в музыкальной семье: его дед пел в синагоге, а мать играла на фортепиано. Уже в пять лет Дунаевский мог на слух подбирать мелодии, а в десять стал студентом Харьковского музыкального училища. В 1920-е годы он начал писать оперетты, которые ставили на сценах Театра сатиры и Московского государственного театра оперетты. В 1930-е Дунаевский стал популярным кинокомпозитором и за свою карьеру написал музыку к десяткам лент: «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Дети капитана Гранта», «Кубанские казаки» и многим другим. Также Исаак Дунаевский написал около ста популярных песен.
Его сын Максим Дунаевский также проявил себя как кинокомпозитор: стал автором музыки к фильмам «Д’Артаньян и три мушкетера», «Карнавал», «Мэри Поппинс, до свидания!». Но после работы музыкальным руководителем театральной студии МГУ «Наш дом» Дунаевский сделал выбор в пользу театра и кино. Он работал дирижером Театра имени Вахтангова, руководил Мюзик-холлом и театром студии Музыкальной драмы.
Образцовы
Елена Образцова была одной из известнейших солисток Большого театра. На этой сцене она исполнила партии Марины Мнишек в «Борисе Годунове» и графини в «Пиковой даме». Всего же за свою жизнь она сыграла более 80 ролей на разных сценах мира — в том числе в миланском Ла Скала, Метрополитен-опера и в Опере Сан-Франциско. Ее партнерами по сцене были Пласидо Доминго, Лучано Паваротти и Монсеррат Кабалье. Последняя впоследствии была педагогом дочери Елены Образцовой, которая также стала оперной певицей, — Елены Макаровой. После смерти Образцовой ее дочь постаралась сделать все возможное для сохранения творческого наследия матери — помогла открыть Международную академию музыки Елены Образцовой в Санкт-Петербурге.
Лемешевы
Другой известный солист Большого театра, Сергей Лемешев, первые шаги в мире музыки делал самостоятельно: учился петь, слушая грампластинки. Но это, как и его участие в ансамблях самодеятельности, дало прекрасный результат: он поступил в Московскую консерваторию. Еще там Лемешев исполнил главную роль своей жизни — партию Ленского в «Евгении Онегине» Петра Чайковского. Первое время Лемешев работал в провинциальных театрах, но потом был приглашен в Большой театр, где был ведущим тенором почти 30 лет. Впоследствии Сергей Лемешев попробовал себя и в качестве режиссера: поставил «Травиату» в Ленинградском малом оперном театре и «Вертера» в Большом театре.
Жена Лемешева, оперная певица Ирина Масленникова, родила музыканту дочь Марию, которая также работала в Камерном музыкальном театре имени Бориса Покровского. Специально для нее композитор Микаэл Таривердиев написал монооперу «Ожидание (монолог женщины)» на стихи Роберта Рождественского. Среди других известных ролей Лемешевой, исполненных на сцене театра оперы Бориса Покровского, были партия Розины в «Свадьбе Фигаро», Поппеи в «Коронации Поппеи» и донны Эльвиры в «Дон Жуане, или Наказанном развратнике».
Автор: Лидия Утёмова