От Достоевского до Бродского. 6 фильмов о писателях

Увидеть любимого писателя в окружении современников, узнать об интересных фактах из его жизни и о том, как появились герои романов и пьес, зрителям помогают биографические фильмы. Вместе с Анной Поповой вспоминаем кинокартины о русских и советских писателях.

Федор Достоевский

«Демоны Санкт-Петербурга», режиссер Джулиано Монтальдо, 2008 год
Идея создания фильма, в центре которого — заговор анархистов, принадлежит Андрею Кончаловскому. Он же участвовал в создании сценария. Драму о жизни русского писателя снял итальянский режиссер Джулиано Монтальдо, музыку для картины написал Эннио Морриконе, а роль писателя исполнил Мики Майнолович, известный по фильму Эмира Кустурицы «Завет».
«Демоны Санкт-Петербурга» — хоть и биографический фильм, но в то же время почти что триллер, насыщенный аллюзиями на произведения писателя. 1860 год, вскоре после убийства одного из членов правящей царской семьи Достоевский получает письмо. Он знакомится с пациентом психиатрической клиники, который рассказывает писателю о готовящемся покушении на императора и умоляет спасти девушку из числа заговорщиков. Это напоминает герою о его молодости, кружке петрашевцев и несостоявшейся казни. Писатель ищет заговорщиков, влюбляется в свою стенографистку, работает над «Игроком» и вновь оказывается перед дилеммой: что лучше — кроткая вера или насилие ради благой цели.

Иван Бунин

«Дневник его жены», режиссер Алексей Учитель, 2000 год
В фильме Алексея Учителя «Дневник его жены» 15 лет из жизни Ивана Бунина показаны глазами его жены, Веры Буниной. Сценарий к фильму Дуня Смирнова переписывала несколько раз, а вот его идея появилась почти случайно — из подмеченного ею внешнего сходства Ивана Бунина и режиссера Андрея Смирнова, который сыграл в фильме главную роль.
Имена персонажей, за исключением Бунина, изменены, однако легко узнаваемы. В центре сюжета — жизнь писателя на вилле в Грассе, где он поселился после эмиграции. Размеренный ход событий до поры нарушается лишь перебранками Веры Буниной и «ученицы» писателя — Галины Плотниковой. А вот потом привычный уклад переворачивается с ног на голову — завязывается любовный многоугольник, в который вовлечены и Бунин, и его жена, и Плотникова, и бывшая оперная певица Марга Ковтун.
После премьеры «Дневник его жены» получил Гран-при как лучший фильм на фестивале «Кинотавр» и три премии «Ника» — как лучший игровой фильм, а также призы за лучшую мужскую роль и лучшую работу кинооператора.

Иосиф Бродский

«Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину», режиссер Андрей Хржановский, 2009 год
Картина Андрея Хржановского — это фильм-фантазия о воображаемом путешествии Иосифа Бродского в Петербург, его родной город. В 1972 году поэт-диссидент был вынужден эмигрировать из СССР. Его больше не впускали в страну, а его родителей — не выпускали к нему. Всё их общение свелось к телефонным разговорам.

В фильме Бродский постоянно вспоминает прошлое: то юность, то впечатлившую его в детстве советскую «Книгу о вкусной здоровой пище», то пивную, где его отец беседует с Дмитрием Шостаковичем, то Нью-Йорк. Потом поэт звонит из Америки родителям в Ленинград, и вместе с соседями по коммуналке они поют ему «Случайный вальс». По небу плывут скрипки, рояли и арфы, скачут рисованные всадники, сепия сменяет черно-белое изображение и анимационные кадры с котиками. Андрей Хржановский рассказывал, что сюжет сложился из воспоминаний поэта, его рисунков, стихов и прозы.
В 2009 году фильм «Полторы комнаты» получил Гран-при «За лучший игровой фильм» на III Международном кинофестивале «Зеркало» имени Андрея Тарковского. Он был награжден в Карловых Варах и получил три кинопремии «Ника» — за лучшую режиссерскую работу, лучшую сценарную работу и как лучший игровой фильм.

Лев Толстой

«Последнее воскресение», режиссер Майкл Хоффман, 2009 год
«Последнее воскресение» Майкла Хоффмана — немецко-российско-британская лента. Андрей Кончаловский стал одним из сопродюсеров фильма. Картина снята по мотивам романа Джея Парини и рассказывает о последнем годе жизни русского писателя Льва Толстого, его отношениях с супругой и детьми и о последователях его учения.
«Вам бы только бумагу марать», — смеется граф Толстой над доктором, который строчит в записной книжке. Молодой Валентин Булгаков, новоприбывший личный секретарь писателя, нервно чихает, опасливо смотрит на окружающих и с благоговением — на Толстого. Вскоре его вовлекут в интригу Софья Толстая и издатель Чертков. Чертков убеждает писателя составить завещание так, чтобы семья не имела права переиздавать его произведения, а жена Толстого буквально сражается за будущее своих детей — и все больше отдаляется от мужа.
Фильм был номинирован на «Оскар», «Золотой глобус» и премию Гильдии киноактеров США. Везде — за лучшую женскую роль и лучшую мужскую роль второго плана.

Николай Гоголь

«Гоголь. Ближайший», режиссер Наталья Бондарчук, 2009 год
Картина Натальи Бондарчук рассказывает о духовных исканиях Гоголя-христианина. В советские годы эта сторона его личности и творчества была закрыта для исследователей. Название фильма не случайно: друг писателя художник Александр Иванов изобразил его на своем полотне «Явление Христа народу». Черты Гоголя можно разглядеть в ближайшей ко Христу фигуре, отсюда и родилось его прозвище — Ближайший. С Александром Ивановым Гоголь был очень дружен, они в одно время работали над своими произведениями: писатель — над первым томом «Мертвых душ», а Иванов — над своим известным полотном.
Наталья Бондарчук назвала свою ленту мистической драмой. Ее персонаж то и дело вспоминает свою жизнь, переплетая реальные события с вымышленными. Хохотун и весельчак, он лепит вареники и распевает песни с селянами, нахваливает Италию Александре Смирновой-Россет и разыскивает землянику для больной девочки. Но в то же время с содроганием вспоминает о черной кошке, что напугала его в детстве, сторонится людей и впадает в мнительность. Но главное — он мучительно пытается прийти к согласию с самим собой.

Антон Чехов

«Антон Чехов», режиссер Рене Фере, 2015 год
Фильм начинается с того, что в дом к Чеховым приезжают издатель Суворин и писатель Григорович. Братья Чеховы дурачатся, не желая признаваться, кто из них пишет под псевдонимом Антоша Чехонте. Кажется, после такой сцены и сам фильм должен быть легким и ироничным, однако зрителям предстоит еще многое пережить вместе с главным героем. Картина рассказывает о пяти годах из жизни Антона Чехова: с 1885-го по 1890-й. В этот период умер его брат, а сам писатель стал известен в литературных кругах, создал первые драматические произведения и побывал на Сахалине. Рене Фере показывает зрителям не осененного славой классика, а писателя, который только лишь начал понимать силу своего таланта.
В картине режиссер затрагивает и тему дружбы Чехова с неким художником Исааком, чья фамилия ни разу так и не звучит. На самом деле речь об Исааке Левитане, с которым у Чехова и в самом деле возникла размолвка из-за рассказа «Попрыгунья».
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна