Старинные ремесла: 5 мест на карте России

Вылепить глиняную игрушку, сплести липовые лапти или расписать поднос? Приглашаем вас в виртуальный тур по городам и селам, где традиции народных промыслов передаются по наследству. Знакомимся с уникальными ремеслами и #отдыхаемвРоссии.

Слобода Дымково (город Киров) — свистульки для «свистопляски»

Галина Белик. В лодке. Дымковская игрушка. 1993. Зеленогорский музейно-выставочный центр, Зеленогорск, Красноярский край
Алевтина Видякина. Гуси-лебеди. Дымковская игрушка. 1993. Зеленогорский музейно-выставочный центр, Зеленогорск, Красноярский край
Е. Левашева. Павлин. Дымковская игрушка. 1990. Зеленогорский музейно-выставочный центр, Зеленогорск, Красноярский край
Больше 400 лет назад в слободе Дымково (сегодня — микрорайон города Кирова) появились первые обрядовые игрушки — свистульки. Их изготавливали из красной глины и речного песка к весеннему празднику «свистопляски». Так в Дымково зародился один из самых старинных художественных промыслов России. Знакомый нам облик дымковские игрушки
приобрели в XIX веке: их стали расписывать характерными пестрыми узорами.
Туристы обычно приезжают в Дымково летом или осенью: весной здесь случаются паводки. В «вятской Венеции», как называют слободу местные жители, проходят фестивали, конкурсы, концерты, а также мастер-классы по лепке и росписи игрушек. В конце августа дымковчане отмечают Спасов день — главный праздник слободы.
В Кирове работает музей «Дымковская игрушка». Гости музея могут узнать историю старинного промысла, встретиться с мастерицами и вместе с ними вылепить знаменитые глиняные фигурки.

Село Коровино (Владимирская область) — посуда из «глиняного теста»

Мария Теплова. Кувшин из глины. 1994. Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Кострома
Мария Теплова. Горшочек из глины. 1994. Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Кострома
Родион Думцев. Подсвечник из глины. 1990-е. Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Кострома
Мастера гончарного промысла
из села Коровино использовали для работы местную глину — белую и красную. Керамику особым образом обжигали, а потом покрывали цветной контрастной глазурью. Прочная и красивая глиняная посуда пользовалась большим спросом на ярмарках Владимира
, Суздаля
, Мурома и Павлова.
По старинным технологиям изготавливают здесь керамику и сегодня. Мастера сами заготавливают глину. Сначала она хранится в специальных ямах и «дозревает» на солнце. Потом в нее добавляют воду и готовят «глиняное тесто». Вылепленную посуду мастера сушат, потом обжигают и украшают цветной или прозрачной глазурью. Мастера могут покрыть все изделие целиком, расписать его или декорировать «под мрамор», смешивая несколько цветов.
Гости села Коровино могут не только посмотреть на работу мастеров, но и взять несколько уроков по гончарному делу. Туристам здесь расскажут об истории местного промысла и научат основным его секретам.

Деревня Жостово (Московская область) — «цветущие» подносы

Поднос «Детский». Жостовская роспись. 1987. Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал», Нижний Тагил
Поднос. Жостовская роспись. 1987. Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал», Нижний Тагил
А. Донская. Поднос. Жостовская роспись. 1987. Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал», Нижний Тагил
Деревушка Жостово, которая находится недалеко от подмосковного города Мытищи, знаменита росписью по металлу
. С начала XIX века жостовские мастера покорили Российскую империю подносами с живописными букетами.
Первую «лакерную мастерскую» открыл здесь крепостной графа Шереметьева Филипп Вишняков в начале XIX века. Сначала здесь расписывали изделия из папье-маше (кошельки, портсигары, табакерки), а к 30-м годам позапрошлого века сразу несколько местных мастерских стали выпускать металлические кованые подносы. Их украшали особой — «жостовской» — росписью: букетами полевых и садовых цветов, словно подсвеченных изнутри, и мелким золотым орнаментом по краю.
Сегодня в Жостово все напоминает о старинном промысле: даже таблички на фасадах зданий и дорожные указатели выполнены в виде подносов. Многие местные жители открывают собственные мастерские или работают на фабрике декоративной росписи
. В единственном в мире Музее подносов гости украшают металлические заготовки сами. После сушки в специальной печи и нанесения лака изделия можно забрать домой.

Поселок Кубачи Дахадаевского района (Дагестан) — золотая инкрустация

Серьга. Кубачинцы. 1930-е. Российский этнографический музей, Санкт-Петербург
Пряжка. Кубачинцы. Конец XIX–начало ХХ. Российский этнографический музей, Санкт-Петербург
Футляр. Кубачинцы. Середина ХХ. Российский этнографический музей, Санкт-Петербург
Дагестанское селение Кубачи известно своими традиционными промыслами. «Златокузнецы»
изготавливают кольчуги, украшения, посуду из разных материалов: стали и железа, серебра и бронзы, кости и рога. Их инкрустируют цветными металлами. Орнаменты на изделия наносят специальными острыми инструментами, потом в насечку маленьким молоточком вбивают золотую или серебряную проволоку. Самый популярный у ювелиров узор — традиционный растительный, но в декоре используют и геометрические элементы, изображения животных и птиц, национальные орнаменты.
При Кубачинском художественном комбинате работает музей. Здесь хранится сабля персидского полководца Надир-шаха, произведения искусства работы известных местных мастеров и изделия с советской символикой. Изделия кубачинских «златокузнецов» хранятся в Государственном историческом музее
и Эрмитаже
, а за рубежом — в Лувре (Париж), Метрополитен-музее (Нью-Йорк), Музее Виктории и Альберта (Лондон).

Село Преображеновка (Липецкая область) — липовые лапти

Ф.С. Соколов. Лапти. Середина 1970-х. Некоузский культурно-этнографический центр, село Новый Некоуз, Ярославская область
Лапти лыковые. Конец XIX–начало ХХ. Самарский литературно-мемориальный музей им. М. Горького, Самара
Лапти. XX. Историко-театральный музей М.С. Щепкина, село Алексеевка, Белгородская область
Главным промыслом села Преображеновка (Липецкая область) были лапти из липового лыка
. Волокнистую часть коры здесь заготавливали дважды в год. Ее высушивали и хранили, скатав в мотки. Когда мастера не были заняты на сезонных полевых работах, они распаривали или вымачивали лыко и изготавливали из него лапти. Обувь, созданная в так называемой технике косого плетения, была аккуратной и прочной, покупать ее приезжали из многих окрестных сел и деревень.
Лапти в Липецкой области носили вплоть до середины ХХ века. Как вспоминают местные жители, в военные годы и сразу после войны выбора не было. Сегодня лапти изготавливают только на заказ — для фольклорных ансамблей или в качестве сувениров.

Материал подготовлен порталом «Культура.РФ» и фондом «Перспектива» в рамках Всероссийской акции Общественной палаты РФ #отдыхаемвРоссии.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна