Белокаменные памятники Суздаля
Входящий в Золотое кольцо России город живописно раскинулся на Каменке, притоке реки Нерли. Кремль, нарядные белокаменные храмы и архиерейские палаты — хорошо сохранившиеся образцы русской архитектуры.
«Златые врата»
Шедевр русского прикладного искусства XIII века «златые врата» можно увидеть в Богородице-Рождественском соборе. Потрясает филигранное мастерство суздальских златокузнецов, покрывших бархатно-черные листы меди светящимся золотым рисунком. Выполнение работы в технике «огневого золочения» было не только трудоемким, но и опасным для жизни. Золото растворяли в ртути, наносили на медную поверхность, а потом оно прокаливалось для испарения ртутных паров. «Златые врата» можно считать настоящим памятником неизвестным мастерам-ювелирам Суздаля.
Впервые упоминание о Суздале (Суждале) появляется в древнейшей Лаврентьевской летописи под 1024 годом. То лето выдалось неурожайным, начался голод, и крестьяне подняли бунт против сборщиков дани, лишавших их последних припасов. Для наведения порядка сюда прибыл Ярослав Мудрый с дружиной. Силой и убеждением князь усмирил недовольных, а на том месте приказал построить военное укрепление. После смерти Ярослава Мудрого все его земли были разделены между сыновьями. Суздаль достался Всеволоду, а позже его наследовал Владимир Мономах. В годы его правления, на рубеже XI—XII веков, был возведен первый в Суздале христианский Успенский собор. Он положил начало традиции строительства храмов, которой строго придерживались все правители Суздаля — потомки Ярослава Мудрого.
Во времена Юрия Долгорукого Суздаль стал стольным градом княжества с границами от Белого моря до Волги. В 1152 году в селе Кидекша, близ Суздаля, основатель Москвы заложил небольшую одноглавую церковь Святых Бориса и Глеба, которые почитались как небесные покровители русских князей. Храм был построен на том самом месте, где, по легенде, когда-то состоялась встреча Бориса и Глеба, сыновей киевского князя Владимира Красное Солнышко. На первый взгляд, церковь проста и лаконична по форме, без внешних украшений, зато кладка стен очень искусна и выглядит сплошной каменной гладью. Проникающий в окна свет позволяет разглядеть фрески XII века, на которых, по мнению ряда исследователей, изображена Пресвятая Богородица, а также святая Мария — покровительница либо жены Юрия Долгорукого, либо жены его сына Бориса. А на недавно расчищенных фрагментах фресок удалось увидеть райских птиц и растения, характерные для стенописи домонгольского периода.
Зачатьевская трапезная церковь
Памятник с необычной судьбой расположен в Покровском монастыре. Церковь построена по указу Ивана Грозного в память о его дочери Анне. За провоз камня на стройку не бралась пошлина. Интересны техника кладки и необычный рисунок на стенах, выложенный из красного кирпича. Возможно, в строительстве церкви участвовали польские мастера. На первом этаже здания размещались кухня и хлебопекарня.
К XIII веку храм, построенный при Мономахе, начал разрушаться, и князь Юрий Всеволодович приказал его разобрать, а на его месте возвести собор Рождества Богородицы. Он сложен из неровных, как бы смятых плит туфа, из белого же камня выполнены только архитектурные декоративные детали. Кстати, в кладке цоколя можно увидеть и сохранившиеся плоские кирпичи древнего Мономахова Успенского собора. Храм пострадал от набега казанского хана в 1445 году и был разобран до нижнего яруса. Восстановления ждать пришлось долго: только в 1530 году по приказанию царя Василия III его заново надстроили. Вместо трех куполов сделали пять. В таком виде, с некоторыми перестройками XVII—XVIII веков, собор сохранился до наших дней.
Трижды город подвергался набегам монголо-татарских полчищ, почти полностью разорялся, но возрождался из пепла. После того, как стольным градом стал Владимир, Суздаль, утратив политическое влияние, превратился в религиозный центр. Местом святого паломничества стал Спасо-Евфимиев монастырь, раскинувшийся на высоком берегу Каменки. Основанный в 1352 году, монастырь служил оборонительным форпостом, да и сейчас выглядит как сказочный город-крепость. Пять куполов самого внушительного здания монастыря — Спасо-Преображенского собора — ярко и празднично возвышаются над мощными розоватыми кирпичными стенами. К югу от собора находится редкий памятник архитектуры — звонница, представляющая собой сочетание столпообразной «церкви под колоколы» и стены с пролетами для подвешивания колоколов. Рядом с огромным собором в XVI веке возвели Успенскую трапезную церковь, один из памятников каменного шатрового зодчества на Руси.
Западную часть Суздальского кремля занял огромный массив Архиерейских палат, комплекс жилых и хозяйственных построек, трапезной палаты и домовой епископской церкви. Изначально разрозненные, здания были объединены в цельную и гармоничную архитектурную композицию при помощи переходов, тайных ходов и пристроенных галерей. А для торжественных приемов могущественных суздальских архиереев была построена грандиозная Крестовая палата. Произошло это в конце XVII века при митрополите Иларионе, вдохновителе активного храмового строительства в Суздале и его округе, духовнике царя Федора Алексеевича.
Крестовая палата
Поразительные размеры палаты (площадь 338 м²) подчеркиваются гигантским сводом без единого опорного столба. Суздальские владыки принимали в Крестовой палате самых важных гостей, здесь зачитывались царские указы, проходило хиротонисание — посвящение епископов и священников, наделяющее их правами совершать таинства и обряды. В центре палаты находится парадное кресло архиерея, стены украшены редкими иконами и портретами царей и высшего духовенства. К середине ХХ века Крестовая палата была практически разрушена и восстановлена в 1967–1970 годах под руководством выдающегося архитектора-реставратора Алексея Дмитриевича Варганова.
Суздальские жители уже в XVIII веке осознавали необыкновенную ценность своего города. Не слишком состоятельное суздальское купечество поддерживало строительство великолепных каменных храмов, ставших сердцем города. Идиллию Суздаля не нарушали паровозные гудки, хрустальный воздух не загрязняли фабричные трубы, по чистой реке не ходили пароходы. Казалось, так будет вечно, но спокойная и благочестивая жизнь была нарушена после Октябрьской революции 1917 года. Разграблению подверглись многие церкви и монастыри. В то богоборческое время вскрывались раки, сжигались иконы или просто сносились церкви. А оставшиеся использовали под городские нужды. Помимо этого, в Спасо-Евфимиевом монастыре расположился политизолятор, в Покровском — закрытая биохимическая лаборатория НКВД. Понадобилось приложить немало усилий интеллигенции города, чтобы добиться создания Суздальского музея. В 1923 году он разместился в Архиерейских палатах, где собрали чудом уцелевшие ценности. В годы Великой Отечественной войны часть коллекции была реквизирована для нужд фронта. С приходом мирной жизни началась реставрация памятников старины. Шедевры суздальской архитектуры с 1958 года вошли в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника, а это означало, что они попали под охрану государства. В 1967 году, согласно генеральному плану развития, город начал превращаться в туристический центр. Сейчас Суздаль — всемирно прославленный город-музей, удивительное хранилище художественного и исторического наследия давно минувших дней.
Могила Дмитрия Михайловича Пожарского
Княжеский род Пожарских происходил от суздальских князей, здесь им принадлежали земли, городские дома. Пожарские были вкладчиками суздальских монастырей, их семейная усыпальница находилась с восточной стороны Спасо-Преображенского собора. В 1642 году освободитель России от польско-литовских завоевателей Дмитрий Пожарский был похоронен в Суздале. В конце XIX века над могилой героя на народные пожертвования была сооружена часовня из ценного итальянского мрамора. В 1933 году усыпальница Пожарского была разобрана. В 2009 году мемориал был полностью воссоздан.
Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует
Статьи с упоминанием этого места