Однажды летним днем
Знойное или дождливое, но непременно яркое. Лето требует от палитры художников всех оттенков зеленого и всех цветов радуги для россыпи полевых цветов, да и самой радуги, что рассекает небо после теплого ливня. О красках лета и солнечных полотнах — Наталья Летникова.
Москва, Дурновский переулок в районе старого Арбата. Московский дворик более века назад. Трава вместо асфальта, лошадь с телегой вместо машин, маленькие домики вместо махин из стекла и бетона. Таким увидел город ХIХ века художник Василий Поленов из окна своего дома. Столетие спустя от пейзажа, что принес славу художнику, осталась лишь зелень деревьев, солнечные блики, купола храма Спаса на Песках и воспоминания о некогда почти провинциальном укладе ныне столичного мегаполиса.
Лето трудовое, крестьянское. Сельская жизнь — излюбленная тема Алексея Венецианова. Своих жнецов живописец увидел, прогуливаясь по полям. Мать и сын из деревни Тверской губернии, где жил художник, — Анна Степанова и Захарка — оставили серпы и завороженно наблюдают за бабочками. Спокойные и умиротворенные — за миром ярким и радостным. Слишком «прост» и «безыскусен» — говорили о пейзаже художника современники из Академии художеств, а сам автор подарил полотно императору Александру I.
Мокрый эффект. Пейзаж, натюрморт и жанровая сценка, которая еще секунду назад была наполнена обитателями деревянного дома. Скамейка опустела, едва хлынул летний дождь. Сад и терраса блестят от капель и солнечных бликов. Александр Герасимов увидел эту мокрую террасу, приехав к родителям в город Козлов. Уже будучи знаменитым мастером, писавшим портреты Ленина и Сталина, уловил момент торжества природы, напоенной влагой в жаркий солнечный день. Эта картина стала любимой для художника.
Летний луг… в синих оттенках. Картина вполне реалистичная, если это предрассветный час, причудливо упали тени и разыгралось воображение художника. Выходец из купеческой семьи Николай Мещерин — самоучка. Приобщался к живописи, глядя на работу других. Или наоборот. Левитан разглядел деревенские сараи именно на этюдах Мещерина, воскликнув: «Замечательный мотив!» И русские мотивы художника без внимания не остались.
Певец просторов, Архип Куинджи несет в пейзаже восторженное чувство красоты и света. «Иллюзия света была его богом», — писал о художнике Илья Репин. А сам Куинджи смело делил мир на контрастные цвета — как на полотне «Березовая роща», которое художник представлял на выставке одной картины. Соседство света и тени, необычные оттенки, к примеру отдающий зеленью ручей, превращают привычный пейзаж средней полосы в картину сказочную — мира нереального.
Читайте также:
Дачник с мольбертом и пестрые краски крымского пейзажа. Летние впечатления русского импрессиониста Константина Коровина вылились не в одно полотно. Художник, отдыхая в Гурзуфе, посвятил Крыму целую серию картин. «На краю террасы в больших ящиках росли высокие олеандры, и розовый цвет их на фоне синего моря веселил берега гор»… В «чудесном доме» Коровина рождались чудесные полотна. На которых смешивались не только краски, но и запахи цветов, свежести моря и величавых гор. Летняя мечта.
Смотрите также