Они сражались за Родину. Актеры-фронтовики

С каждым годом их становится все меньше. Людей, прошедших через страшное горнило той войны, выстоявших и победивших. Среди них немало и кинематографистов, сменивших военные гимнастерки на сценические костюмы, взявших вместо винтовок в руки кинокамеры, чтобы запечатлеть на пленке правду о тех горьких днях и рассказать нам, не нюхавшим пороха и не лежавшим в окопах, о том, как это было. Их становится все меньше, их практически уже нет, но остается наша память и великая благодарность.

Анатолий Папанов

Анатолия Папанова взяли в армию в первый день военных действий. Он стал зенитчиком, командовал взводом, получил несколько ранений. Взрывом ему изуродовало правую ногу, оторвало два пальца. Шесть месяцев Анатолий Дмитриевич пролежал в госпитале. В 21 год стал инвалидом и был комиссован из армии. Потом хромой, с палочкой пришел поступать в ГИТИС. Его взяли сразу на второй курс. В жизни для него война закончилась. В кино только начиналась.
Именно Папанова выбрал Константин Симонов на роль генерала Серпилина в картину «Живые и мертвые»
. Это одна из лучших работ актера. Фильм занял первое место в кинопрокате, получил призы на кинофестивалях в Москве, Карловых Варах, Акапулько. За роль Серпилина Папанов был удостоен Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых.
Еще одну свою знаменитую «военную» роль актер сыграл в великолепном фильме Андрея Смирнова «Белорусский вокзал»
, которому, кстати, в этом году исполнилось 45 лет. В картине нет эпизодов войны, нет взрывов, стрельбы, крови. Просто встреча четырех фронтовых друзей и одной боевой подруги много лет спустя после войны. Но это действует намного сильнее, чем кадры военных действий. И когда друзья поют: «Здесь птицы не поют, деревья не растут, и только мы плечом к плечу врастаем в землю тут…» — невозможно сдержать слез, даже если смотришь фильм далеко не в первый раз.

Зиновий Гердт

Зиновий Ефимович отказался поступить во фронтовой театр и ушел на войну добровольцем. Стал сапером и закончил Великую Отечественную командиром саперной роты в звании старшего лейтенанта. Во время боевых действий Гердт получил тяжелое ранение, после чего ему пришлось перенести 11 операций. Одна нога стала короче на 8 сантиметров, хромота осталась на всю жизнь. Но даже это великолепный актер прекрасно обыгрывал в своих ролях. Стоит вспомнить хотя бы его эпизодического персонажа в картине «О бедном гусаре замолвите слово»
! Хромающий сыщик-любитель, которого подлец Мерзляев нанял, чтобы следить за Настенькой, никак не мог угнаться за шустрой девушкой. А иногда талант актера, наоборот, заставлял забыть о его хромоте. До конца своих дней актер-фронтовик сохранял оптимизм и волю к жизни.

Петр Тодоровский

Удивительный оптимизм и жизнелюбие отличали и другого фронтовика — Петра Тодоровского. Невозможно забыть обаятельную улыбку Петра Ефимовича! Он в составе 93-го стрелкового полка 76-й стрелковой дивизии 47-й армии Первого Белорусского фронта дошел фронтовыми дорогами до Эльбы. «Приятное — это 8 мая 1945 года на Эльбе! — вспоминал Петр Ефимович. — Это было потрясающее ощущение — просто наступила тишина. Мы с тяжелыми боями вышли к мосту, а по ту сторону уже стояли американцы, они раньше подошли. И тут тишина, и река, и трава, и слышно, как поют птицы… Мы валялись в траве вместе с лошадьми, сбросив вонючие портянки, и не верили, что остались живы. Потом эта тишина легла у меня в сценарий фильма «Оглушенный тишиной».
К военной теме в своих картинах Петр Тодоровский возвращался неоднократно. Правда, он в основном не снимал батальных сцен, не показывал войну напрямую. Но в его пронзительных, искренних фильмах эта тема звучала громким набатом, оглушая и заставляя лишний раз задумываться о беспощадности и великой трагедийности войны. Как, например, в таких фильмах, как «Военно-полевой роман» и «Анкор, еще анкор!», действие в которых происходит уже после победного мая 45-го. Два своих последних фильма — «В созвездии Быка» и «Риорита» — Тодоровский тоже посвятил войне. А уже после ухода Петра Ефимовича из жизни жена режиссера Мира Тодоровская экранизировала его сценарий «Встреча на Эльбе»
.

Сергей Бондарчук

Фронтовик Сергей Бондарчук награжден орденом Отечественной войны II степени. Свою режиссерскую карьеру начал с военного фильма «Судьба человека»
, где сам и сыграл главную роль. В 1975 году Сергей Бондарчук снял знаменитый фильм «Они сражались за Родину»
по одноименному роману Михаила Шолохова. В 1976 году этот фильм был назван лучшим по опросу журнала «Советский экран». Сам Бондарчук сыграл в картине роль рядового Ивана Звягинцева. В фильме снимались и другие актеры-фронтовики: Юрий Никулин, Иннокентий Смоктуновский
, Алексей Ванин и Николай Волков.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна