Фридрихсбургские ворота в Калининграде
Фридрихсбургские ворота — единственные исторические ворота в Калининграде, которые вели не в сам город Кёнигсберг, а в крепость Фридрихсбург. Она была построена в 1657 году по приказу великого курфюрста Фридриха Вильгельма на берегу реки Прегель и получила название Фридрихсбургской.
Строительство крепости
Строительству крепости предшествовал весьма неспокойный период в жизни города: в первой трети XVII века территория Восточной Пруссии стала ареной боевых действий между Швецией и Польшей, что было прямым нарушением суверенитета страны. Поэтому жители торговых городков близ замка, начиная с 1626 года, окружили свои территории оборонительным валом и рвом с водой. Причем сделано это было по проекту профессора математики Кенигсбергского университета Иоханна Штрауса (тезки «короля вальса»).
К середине XVII века вокруг трех городов (Альштадт, Кнайпхоф и Лебенихт) были построены 26 бастионов, 8 полубастионов и 9 главных ворот. Не хватало лишь крепости. Дело в том, что основанный Тевтонским орденом крестоносцев Кенигсбергский замок-крепость в эпоху огнестрельного оружия устарел как защитное сооружение.
Опять обратились к ученым университета: лучший проект крепости представил придворный архитектор и математик Христиан Оттер, разработавший голландскую систему постройки крепостей — окружение крепости широким водным рвом. Христиан Оттер предложил и место для крепости в той части оборонительного вала, где его пересекает река. Свое решение архитектор пояснил так: "соседи не войдут, предварительно не постучав в дверь, а бунтовщики не воспользуются укреплениями«. Курфюрст Фридрих Вильгельм, заявивший однажды, что «на мече и науке должно быть основано значение государства без прошлого, с одним будущим», пожертвовал ради этой стройки своей резиденцией, находившейся аккурат на месте будущей крепости. "Лучше потерять резиденцию, чем княжеский трон«, — сказал Фридрих Вильгельм.
Крепость по проекту Христиана Оттера в топографическом плане имела форму квадрата. На ее углах находились четыре бастиона с благозвучными именами — Изумруд, Жемчуг, Рубин и Алмаз. Названия этих камней означают три средневековых города Кнайпхоф, Лёбенихт, Альтштадт и Кенигсбергский замок. Цвета трех камней совпадают с гербами, а последнего — символизирует монархическую власть.
Во внутреннем дворе цитадели расположились комендатура, казармы, цейгхаус (военная кладовая для оружия или амуниции), амбары, гауптвахта, тюрьма и церковь.
Крепость в 1697 году посетил русский царь Петр I, который под именем урядника Петра Михайлова изучал военные науки во Фридрихсбургской и Пиллауской крепостях. По возвращении в Москву Петр I получил аттестат, в котором говорилось: «Петра Михайлова признавать и почитать за совершенного в метании бомб, осторожного и искусного огнестрельного художника».
Цитадель Фридрихсбург никогда не вела боевых действий. Зато возле крепости свои ежедневные послеобеденные прогулки совершал Иммануил Кант, его путь позже был назван «философской тропой».
Фридрихсбургские ворота
В середине XIX века при сооружении вокруг Кенигсберга новых укреплений крепость Фридрихсбург была перестроена в форт. А в 1852 году в нем были возведены кирпичные ворота, которые дошли до наших дней.
Автором проекта Фридрихсбургских ворот был основатель союза архитекторов Берлина Август Штюлер, придворный архитектор прусского короля Фридриха Вильгельма IV.
В начале XX века данный вид укреплений считался уже непригодным для обороны, поэтому в 1910 году правительством Германской империи форт Фридрихсбург был передан в управление железной дороги. Железнодорожная казна выплатила военному ведомству компенсацию в 8,5 млн марок. Валы были срыты, рвы форта Фридрихсбург засыпаны. По территории, ранее занимаемой фортом, были проложены железнодорожные пути, устроена грузовая станция. До наших дней сохранились только ворота и казарма форта.
Фридрихсбургские ворота были сильно повреждены во время Второй мировой войны и находились под угрозой сноса (некоторое время в воротах располагалась полевая военная типография, потом автоколонна), пока в 1960 году постановлением Совета Министров РСФСР ему не был присвоен статус памятника архитектуры и градостроительства. В 2002 году ворота получили статус объекта культурного наследия федерального значения, а в марте 2007 года были переданы Музею Мирового океана.
В 2011 году после проведенной реставрации ворота с башнями, гербом на фасаде, массивными железными воротами и мощеным двориком приобрели первозданный вид.
Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует
Статьи с упоминанием этого места
Смотрите также