Росгартенские ворота в Калининграде
Однажды через Росгартенские ворота Кенигсберга проезжал — скорее всего, на коне, а может быть, и на одной его половине — барон Мюнхгаузен. В середине ХVIII века по пути из России, где он закончил военную службу, домой, в Германию. Захотел пить, попросил пива, да не нашел мелочи, чтобы расплатиться. Так и остался должен.
История создания
Долг вернули спустя столетия: в Калининград в 2003 году «по памятным местам» знаменитого барона-фантазера приезжала делегация из родного города Иеронима Карла Фридриха фон Мюнхгаузена — Боденвердера, привезли серебряные талеры, за пиво. Монеты хранятся в ресторане «Солнечный камень», расположенном в Росгартенских воротах. Недаром Мюнхгаузен решил отведать янтарного напитка в этом месте — предвидел кулинарное будущее городской заставы.
В ХVIII веке Росгартенские ворота были деревянными, здесь проверяли документы «пеших и конных», собирали специальный налог. Район считался окраиной города, Росгартен переводится с немецкого как «конный сад», вокруг находились луга, на которых пасли лошадей. Нынешние кирпичные ворота были построены в ХIХ веке как часть второго оборонительного кольца, но особого военного значения не имели. Близлежащую территорию контролировали две башни, расположенные рядом, — «Дона» и «Врангель», вот они укреплены по-настоящему, у ворот же, скорее, декоративная функция.
Высокие восьмигранные башенки, обрамляющие центральную арку, завершаются машикулями, с которых можно было бы бросать камни и лить кипящую смолу на нападающих, будь они настоящие, а не для украшения. Здание ворот построено по проекту инженера и директора крепостного строительства Ирфюгельбрехта и инженер-лейтенанта фон Хайля. Фасад выполнен в готическом стиле. Проект разработал тайный верховный строительный советник Август Штюлер по личной просьбе короля Фридриха Вильгельма IV. Первоначально ворота имели три проезда, один для транспорта, два для пешеходов. Штюлер расширил здание до семи проходов. Самый широкий, четыре метра, использовался по прямому назначению, а боковые стали казематами для солдат охраны.
Ворота украшают два медальона с портретами прусских генералов. Слева от арки — военный министр генерал Герхард Иоганн Давид фон Шарнхорст, справа — генерал-фельдмаршал граф Август Вильгельм Антон фон Гнейзенау, отличившийся в битве при Ватерлоо. Автор скульптурных украшений — Вильгельм Людвиг Штюрмер. Перед воротами с внешней стороны располагался ров с водой, через который был перекинут подъемный мост.
Ворота сегодня
Новый мост уже не поднимается, используется как часть летней веранды ресторана. «Солнечный камень» открылся в Росгартенских воротах в 1996 году на месте советского общепита. Здесь стараются сохранить «прусский дух» и историческое прошлое здания. Отопления нет, зимой согреваются электричеством. Крышу пришлось укрепить, потолком раньше служил земляной вал. Заодно сделали смотровую площадку. В северных казематах расположен гардероб, в южных — кухня:
Мюнхгаузен стреляет. Слышен шум падающей птицы. Он подставляет блюдо и вытаскивает из камина жареную утку.
Мюнхгаузен (отщипнув кусочек). О!.. Вкусно… Она хорошо прожарилась, пастор.
Пастор (иронично). Вижу, барон… Она, кажется, и соусом по дороге облилась…
Мюнхгаузен. Да?.. Как это мило с ее стороны… Итак, прошу за стол!
Отрывок из пьесы Григория Горина «Тот самый Мюнхгаузен»
Мюнхгаузен (отщипнув кусочек). О!.. Вкусно… Она хорошо прожарилась, пастор.
Пастор (иронично). Вижу, барон… Она, кажется, и соусом по дороге облилась…
Мюнхгаузен. Да?.. Как это мило с ее стороны… Итак, прошу за стол!
Отрывок из пьесы Григория Горина «Тот самый Мюнхгаузен»
Правда, более популярны в ресторане рыбные блюда, но и дичь можно отведать, вспоминая барона Мюнхгаузена и окунувшись в атмосферу немецкого Кенигсберга в Росгартенских воротах.
Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует
Статьи с упоминанием этого места