Дом-мастерская К.С. Мельникова в Кривоарбатском переулке
К.С. Мельников был одним из ведущих архитекторов советского авангарда. Он не входил ни в одно из творческих объединений 1920-х годов, оставаясь яркой творческой индивидуальностью в архитектуре. Собственный дом архитектора в центре Москвы по сей день по праву считается уникальным явлением среди архитектурных памятников столицы. В 1927 году К.С. Мельников создал чертежи и макет «Показательного жилого строения», для которого подыскал участок в небольшом переулке возле Арбата. Небывалым случаем в истории советского периода в жизни Москвы стал тот факт, что руководством города и Правительством архитектору был официально выделен участок земли в центре столицы и предоставлена ссуда в государственном банке на возведение собственного дома по представленному проекту.
Дом К.С. Мельникова был построен в 1929 году. Композиция здания представляет собой два врезанных друг в друга цилиндра одинакового диаметра, но разной высоты. Передняя часть более низкого цилиндра срезана сплошь остеклённой плоскостью фасада, в ней расположен вход и большое окно гостиной. Стены дома сложены из кирпича и представляют собой сетчатый каркас с диагонально ориентированными ячейками, кратными шестиугольным окнам. Из 200 шестиугольных проёмов 140 было заложено, а 60 стали окнами, создающими рассеянное освещение. Архитектором было спроектирована оригинальная система печного отопления и вентиляции воздуха.
Высота и форма внутренних помещений также были необычными. Перепад высот гостиной и мастерской (ок. 5 м.) и остальных помещений (2,6-2,7 м.) создавал игру пространственных впечатлений. Помещения первого этажа были предназначены для повседневной жизни. Второй этаж занимали большая гостиная (в последние годы жизни мастера гостиная служила личным кабинетом К.С. Мельникова) с огромным окном и спальня. К.С. Мельников придавал большое значение сну, считая, что в этом состоянии человек проводит треть своей жизни. В общей спальне, разгороженной двумя перегородками-ширмами, не доходящими до стен, должны были помещаться только три кровати и ничего лишнего. Третий этаж был предназначен для мастерской архитектора, в верхней части которой располагался антресольный балкон с выходом на крышу-террасу.