Церковь построена по заказу А.Д. Меншикова, вероятно, крупным московским зодчим И.П. Зарудным. Относясь к традиционному для московской архитектуры конца XVII века типу ярусного храма, церковь решена в совершенно новых, вполне европейских формах. Первоначально четверик башни нес три открытых арочных восьмерика, венчавшихся 30-метровым шпилем с фигурой ангела. Здание более чем на три метра превосходило по высоте колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. При пожаре 1723 года шпиль и верхний деревянный восьмерик храма сгорели, колокола, подвешенные в каменных восьмериках, рухнули, пробив своды. Долгое время храм стоял в запустении и был восстановлен лишь в 1770-х годах. В начале XIX века оставшиеся два восьмерика были завершены главой и сильно укороченным «закрученным» шпилем.
В обработке стен церкви применен классический ордер. Входы в храм решены в виде портиков, поддерживаемых колоннами с прямыми и винтообразными каннелюрами. Малый ордер портиков сопоставляется с большим ордером первого яруса здания. Большое впечатление производят массивные волюты-контрфорсы на западном фасаде храма. Углы восьмериков обработаны сдвоенными пилястрами. Изначально храм был обильно украшен скульптурой, впоследствии частично удаленной. Фрагменты первоначального скульптурного убранства сохранились в интерьерах. Иконостас конца XVIII века в 1968 году был передан в Успенский собор Махачкалы, где находился до начала 2000-х годов. Существующий иконостас относится к XIX веку, он поступил из разрушенной церкви Петра и Павла в Преображенской слободе.