Ансамбль Михайловского замка
Одним из самых прославленных и необычных ансамблей Санкт-Петербурга предстает Михайловский замок. Главное здание и прилегающие павильоны занимают большую часть так называемого Третьего Летнего сада, заложенного по указу Петра I в 1704 году.
При Елизавете Петровне в саду был сооружен деревянный Летний дворец по проекту В. Растрелли. После вступления на престол Павла I его разобрали и на этом месте начали сооружение нового замка-дворца, который император планировал сделать своей резиденцией.
История создания
Идея воплощения принадлежала самому Павлу Петровичу. Вдохновившись всевозможной архитектурой, увиденной во время путешествий за границей, он лично изготовил первоначальные эскизы предстоящей планировки. На протяжении 12 лет разработки и создания проекта здания он привлекал к работе знаменитых зодчих А.-Ф.-Г. Виолье, В.Ф. Бренну, В.И. Баженова. Первоначально дворец планировали строить в Гатчине.
По чертежам В.И. Баженова заложили фундамент. Строительством Михайловского замка руководил В.Ф. Бренна — придворный архитектор Павла I. Он доработал первоначальный проект и продумал художественное оформление помещений.
Фундамент дворца по форме образует квадрат с закругленными углами, в него добавлен внутренний парадный двор в виде восьмиугольника. Все фасады соединены гранитным подножием, совместной междуэтажной перекладиной и декоративными деталями, позволяющими рассматривать дворец как единое строение. Каждый фасад имеет свою особенность. Это позволяет при определенных ракурсах получать разноплановое представление о здании.
Величавость главному фасаду придают два мраморных обелиска, декорированные воинскими арматурами и золочеными вензелями Павла I. Барельеф на фронтоне работы братьев Стаджи гласит: «История заносит на свои скрижали славу России».
Северный фасад, обращенный к Летнему саду, имеет парковую принадлежность. Он состоит из широкой пологой лестницы, колоннады и балкона.
Восточный фасад отличается срединным выступом с куполом и башней с флагштоком. В оформлении западного арьергарда Бренна использовал роскошные элементы декора с церковной символикой.
Отделка внутренних помещений вызывала у современников неподдельное чувство восхищения. Ряды галерей и залов по периметру внутреннего двора были заполнены лучшими творениями искусства из коллекции императора Павла I. Большинство деталей интерьерного оформления создавались по эскизам Винченцо Бренны и его юного подмастерья Карло Росси. Залы декорировали выдающиеся художники А.М. Иванов, И.А. Акимов, монументалисты Я. Меттенляйтер, П. К. и Дж. Скотти, скульпторы И.П. Прокофьев, К. Альбани и другие.
Как было принято во дворцах XVIII века, строение выступало в качестве парадной резиденции и одновременно являлось музеем собрания выдающейся живописи. Ансамбль Михайловского замка считается уникальным дворцовым строением в России, созданным в стиле русского классицизма. В его архитектуре сочетаются противоречивые мотивы и неординарная стилистика. Название «Михайловский» закрепилось благодаря тому, что освящение дворца состоялось в день св. Архангела Михаила, который считался небесным защитником рода Романовых.
Два павильона Кордегардии, построенные В.Ф. Бренной по проекту В.И. Баженова, представляют крестообразные в плане трехэтажные строения. Они обладают полуциркульными южным и северным фасадами, связывающими два верхних этажа ионическими колоннами. На нижнем этаже — высокие окна с закругленными окончаниями, над ними — скульптурные барельефы. Название «Кордегардия» в переводе с французского — помещение для военного караула. Раньше здания служили местом размещения дежурного караула. Находясь перед площадью, по бокам от главного въезда в Михайловский дворец, они играли роль пропилеев. Арьергарды строений сохранились в первоначальном виде.
После убийства императора дворец утратил свое предназначение и был отдан Министерству императорского двора. Со временем здание обветшало. Спустя более 20 лет в его стенах расположилось Николаевское инженерное училище, благодаря которому замок приобрел название «Инженерный».
В документах XVIII века говорится, что дворец располагался на острове, который реки Фонтанка и Мойка омывали с востока и севера. На западе и востоке остров ограничивали вырытые каналы — Воскресенский и Церковный. В систему оборонительных сооружений входили подъемные мосты, пушки, каналы и полубастионы. Они опоясывали Михайловский замок и находящуюся перед ним площадь Коннетабля.
Михайловский замок сегодня
К 300-летию Санкт-Петербурга восстановили уцелевшие инженерно-фортификационные сооружения на территории замка. Оставшиеся под землей части Трехпролетного моста и Воскресенского канала открыты для обозрения.
В наши дни замок считается знаменательным образцом Павловской эпохи, в образе которого воплотились эстетические предпочтения и личные пристрастия самого императора. Восстановлены залы и помещения дворца: Тронная Марии Федоровны, Зал Антиков, Галерея Рафаэля, Галерея Лаокоона, Парадная лестница, спальня Павла I, Общий столовый, Георгиевский и Овальный залы. В них можно увидеть постоянные экспозиции — «Эпоха Ренессанса в творчестве русских художников», «История замка и его обитателей», «Античные сюжеты в русском искусстве» и «Открытый фонд скульптуры». Во дворце функционирует современная интерактивно-информационная зона, с помощью которой визитеры могут узнать о строительстве, истории и выставках ансамбля Михайловского замка.
Сегодня в здании Михайловского замка находится филиал Государственного Русского музея.
Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует