От «друга-стихотворца» до поэта-символиста: о чем и для кого писал Александр Пушкин

Подборка лекций посвящена творчеству Александра Пушкина. Вы узнаете об истории создания самых известных его произведений, об основных конфликтах и противоречиях пушкинской поэзии и прозы, а также о том, какую роль сыграл поэт в культурном возрождении конца XIX века.

Лирика Александра Пушкина

«Александр НКШП» — так подписал Пушкин свое первое опубликованное произведение. Оно называлось «Другу-стихотворцу» и появилось на страницах журнала «Вестник Европы» в 1814 году. Дмитрий Бак рассказывает, какие темы поднимал поэт в своем творчестве в разные периоды жизни. Кроме любовной и пейзажной лирики Пушкин писал на темы дружбы и смысла жизни, о миссии поэта и об отношении к самодержавию.
По мнению лектора, в своем творчестве Пушкин стремился сохранить баланс между лояльностью к власти и сочувствием к оппозиции. После аудиенции у Николая I поэт написал «Стансы». В произведении он превозносил Петра I и обращался напрямую к Николаю: «семейным сходством будь же горд; во всем будь пращуру подобен». Но вскоре после этого поэт создал стихотворение с посвящением декабристам («Во глубине сибирских руд»). На примерах пушкинских стихов Дмитрий Бак поясняет, как поэт объединял в лирике личное и государственное, эстетическое и философское.

Александр Пушкин. Поэмы «Борис Годунов» и «Медный всадник»

Найденная в 1800 году рукопись «Слова о полку Игореве» пробудила у русских писателей интерес к исторической теме. В 1824 году вышел 11-й том «Истории государства Российского» Николая Карамзина, посвященный царствованию Бориса Годунова. Вскоре идея произведения с подобным сюжетом возникла и у Александра Пушкина.
Дмитрий Бак объединил драму «Борис Годунов» и поэму «Медный всадник» в одной лекции из-за их исторической тематики. В двух этих произведениях Пушкин сталкивал частную жизнь человека с волей государства. Автор поднимал вопрос: должны ли правители учитывать интересы «маленьких людей»? Оба произведения подверглись жестким цензурным правкам. Николай I лично советовал сделать из «Бориса Годунова» «вольтеровский роман», а в поэму цензоры внесли столько исправлений, что при жизни автора было напечатано только вступление к тексту.

Александр Пушкин. Повести

«Повести Белкина» стали первым завершенным прозаическим произведением Александра Пушкина. Александр Архангельский называет книгу «игрой в маски»: ее автор подписывается как «издатель», повествователь Иван Белкин выдуман, а внутри некоторых повестей появляется третий рассказчик. Герои играют роли по схемам, которые для них составил Пушкин. Разрушая эти схемы, автор показывает читателям весь трагизм и счастье человеческой жизни. В одной повести герои живут воспоминаниями, в другой — начинают знакомство с игры, которая, однако, приводит к счастливому завершению событий. Александр Архангельский расскажет, как, ориентируясь на стиль речи, разделить в повестях речь автора, Белкина и остальных повествователей и как отнеслись к прозе Пушкина его современники.

Александр Пушкин. «Евгений Онегин»

«Пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница», — говорил Александр Пушкин о своем новом произведении. Знакомство со «вторым Чадаевым», Евгением Онегиным, стало литературной интригой 1825 года. Тогда свет увидела только первая глава романа. Александр Пушкин подготовил предисловие к тексту, в котором посвятил произведение брату Льву и пообещал своим читателям «стихотворение, которое, возможно, не будет закончено». Роман продолжал выходить частями по мере того, как Пушкин их писал. Несколько лет читатели собирали главы и переплетали их, самостоятельно создавая книги до 1833 года, когда текст впервые был опубликован полностью.
В своей лекции Александр Архангельский рассказывает, по каким принципам Пушкин строит композицию «Евгения Онегина», почему развязка романа не стала окончанием произведения и как складываются взаимоотношения автора с его героем. Также вы узнаете, кто в русской литературе еще был «самых честных правил» и как правильно сложить «онегинскую строфу».

«Онегина воздушная громада»

Виссарион Белинский назвал роман Александра Пушкина «энциклопедией русской жизни», а Николай Надеждин писал: «Для гения недостаточно смастерить Евгения». Критики неоднозначно оценивали «свободный роман» Пушкина и не скупились, когда давали характеристики его героям: «лишний человек» Онегин, поэт-подражатель Ленский… Но все ли так однозначно в романе, полном противоречий? Меткими деталями Пушкин методично разрушает образы, которыми он наделил своих героев. В своем романе вместо «великого урока» автор преподносит читателям «великую проблему», которую будет решать еще не одно поколение, считает Юрий Манн. В лекции он сравнивает фрагменты текста, разбирая метафору луны в стихотворениях Ленского, отыскивая в романе черты постмодернизма и пытаясь понять, почему же Татьяна осталась верна своему мужу.

Александр Пушкин и Серебряный век русской литературы

О возрождении в литературе пушкинских традиций заговорил в конце XIX века Валерий Брюсов. Основоположник русского символизма призывал поэтов вернуться к созданию лирических произведений, использовать в творчестве весь арсенал языковых средств. Также Брюсов склонялся к тому, что литература должна быть для автора основным занятием, а к написанию стихотворений следует подходить профессионально. Поэзия Александра Пушкина, «солнца русской поэзии», как назвал его современник, стала для поэтов-символистов конца XIX века символом возрождения русской культуры.

Смотрите также

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна