Изнанка Петербурга: лекции о непарадной стороне города
Санкт-Петербург строили как парадную европейскую столицу Российской империи — в противовес старинной царской Москве, которую в то время воспринимали домашней и хлебосольной, но несколько хаотичной. До сих пор самой знаменитой улицей Петербурга остается Невский проспект с пышными дворцами и величественными храмами. Но во все времена существовал и другой, «невидимый» город, среду которого в разные периоды создавали рынки, отдаленные от центра районы, темные дворы и даже станции метро. Портал «Культура.РФ» составил подборку лекций о непарадной стороне Петербурга.
Историк архитектуры и специалист по автомобильной инфраструктуре Ольга Шурыгина рассказала, как еще до революции в Петербурге появились гаражи и почему они тоже считаются частью городского наследия. Зрители узнают, какими были первые автомобили, увидят снимки гаражей «Бодо Эгесторф и Ко» и «Русского Рено».
Еще одна невидимая часть города — газгольдеры, хранилища для газа. В наши дни многие из них не работают, но остаются на улицах и во дворах. Гид проекта «Петербург глазами инженера» Яна Романова объяснила, для чего появились газгольдеры, как они работали до революции и что с ними сделали, когда газ перестал освещать улицы.
Петербургское метро — не менее важная часть города. Инженер Дмитрий Графов рассказал, что заменяло метрополитен, когда его еще не придумали, как построили самую глубокую подземку в мире и как выглядели первые проекты. Из второй лекции Графова зрители узнают, как устроены метрополитены разных городов, как жители начали ездить в немецких вагонах и что значат цвета линий.
Когда говорят «Петербург», чаще всего имеют в виду его исторический центр. Но в XX веке город разросся, и его новые районы, например Купчино, до сих пор занимают двойственное положение. Социолог Любовь Чернышева рассказала, что статистика говорит о закрытых жилых комплексах и что представляют собой современные гетто.
Еще один тип незаметного города — личный, включающий любимые маршруты одного человека или литературного персонажа. Историк театра, драматург Константин Учитель рассказал, как выглядел Петербург поэта Даниила Хармса, как возник по его следам игровой спектакль-путешествие «Маршрут «Старухи» и из каких точек он состоит.