Любовь и сны: 5 постановок балета «Дон Кихот»
Балет «Дон Кихот» появился во второй половине XIX века и до сих пор популярен у зрителей. Партии главных героев — влюбленных Китри и Базиля — танцевали ведущие артисты разных театров, а отдельные номера из постановки входили в концертные программы. «Культура.РФ» собрала несколько версий этого спектакля.
Большинство классических балетов, известных сегодня, появилось в Санкт-Петербурге — столице Российской империи. «Дон Кихот» композитора Людвига Минкуса стал исключением. Балетмейстер Мариус Петипа впервые поставил этот спектакль в 1869 году на сцене Большого театра в Москве. Эта версия просуществовала недолго, всего 30 представлений. Публика того времени не привыкла к балетам, в которых было много комедийных элементов, а близкий к народному танец без пуантов преобладал над классическим.
Второе рождение «Дон Кихот» пережил в 1900 году. Балетмейстер Александр Горский, который тогда возглавил балетную труппу Большого театра, создал свою версию. Он сделал спектакль по канонам Художественного театра — реалистичный, со множеством бытовых подробностей, тонко проработанными характерами героев и даже безымянных персонажей. Благодаря этой постановке «Дон Кихот» получил долгую сценическую биографию. В XX веке его ставили заново многие хореографы. Неизменными оставались веселые приключения влюбленных Китри и Базиля, их заботливый помощник Дон Кихот и знаменитая сцена сна — вставной, не связанный с основным сюжетом эпизод, в котором герои попадают в царство дриад.
В нашей подборке вы можете посмотреть версию Александра Горского и сравнить ее со спектаклем в постановке одного из главных московских хореографов XX века, Юрия Григоровича. А еще знакомьтесь с тем, как видят «Дон Кихота» современные балетмейстеры — например, Константин Иванов, который поставил его в Марийском театре оперы и балета.
Смотрите также