Инкогнито из Петербурга
В письме к поэту от 7 октября 1835 года Николай Васильевич писал: «Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов и, клянусь, будет смешнее чёрта». Пьеса была написана быстро — за два месяца. Премьера состоялась 19 апреля 1836 года в Александринском театре. Присутствовал сам император Николай I. Комедия понравилась и публике, и критикам, но… не ее создателю. Николай Васильевич был удручен увиденным, и не столько тем, что комедию превратили в легкий водевиль, сколько, что не сумели разглядеть истинного авторского замысла. Поэтому он еще несколько раз переделывал пьесу и даже написал ряд поясняющих статей к спектаклю.
Окончательная редакция комедии была закончена к 1842 году и тогда же вышло «Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует «Ревизора», в которой Гоголь тщательнейшим образом объясняет характеры своих героев. Например, о главном герое он пишет: «Лучше пусть всякий отыщет частицу себя в этой роли… Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым, но, натурально, в этом не хочет только признаться; он любит даже и посмеяться над этим фактом, но только, конечно, в коже другого, а не в собственной. И ловкий гвардейский офицер окажется иногда Хлестаковым, и государственный муж окажется иногда Хлестаковым, и наш брат, грешный литератор, окажется подчас Хлестаковым».
Может в этом и заключается главный секрет долголетия пьесы, которая уже почти два века не сходит с театральных афиш? Современники Гоголя могли увидеть «Ревизора» не только в Санкт-Петербурге и Москве, но и в Париже, Берлине, Вене, Лондоне, Праге, Брюсселе, Варшаве… Да и сегодня редкий режиссер не мечтает поставить «своего «Ревизора», зачастую отойдя от традиционной трактовки, превратив комедию в балет или кукольный спектакль.
Смотрите также