Иван Богомолов

Годы жизни: 08 сентября 1841 - 06 декабря 1886
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Архитектор
Содержание
Иван Богомолов вместе с Иваном Ропетом считается одним из основоположников русского стиля в архитектуре. Известность архитектору принесли проекты доходных домов в Москве и Петербурге и совместная со скульптором Александром Опекушиным работа над памятником Александра Пушкина в Москве.

Сын купца и начинающий художник

Иван Богомолов родился 8 сентября 1841 года в Москве в купеческой семье. Его отец Семен Богомолов происходил из крестьян Ярославской губернии и за несколько лет до рождения сына получил от своей помещицы вольную. Затем он перебрался в Москву, где начал торговать свечами и маслом.
Богомоловы жили небогато, но стремились дать хорошее образование детям, научить их грамоте. Когда Ивану исполнилось шесть лет, отец нанял ему учителя — пономаря храма Николая Чудотворца на Берсеневке, который располагался недалеко от их дома. Церковный служитель научил мальчика читать, писать и считать. После этого Иван Богомолов смог поступить в уездное училище. Он хорошо учился и был лучшим на уроках рисования и черчения.
В 1854 году Иван Богомолов закончил училище. Он решил получить художественное образование, но отец не дал денег на учебу — Семену Богомолову нужен был помощник в его лавку. Тогда будущий архитектор стал учеником бесплатной воскресной школы, где преподавали рисование. В то же время он начал подрабатывать — давать уроки и продавать свои эскизы мануфактурам и ремесленникам, в том числе мастерской ювелира Игнатия Сазикова, поставщика императорского двора. По рисункам Богомолова изготавливали предметы утвари и украшения.
В 1861 году Богомолов поступил в Строгановское училище технического рисования. В положении этого учебного заведения было написано: «Цель Строгановского Училища Технического рисования состоит в образовании рисовальщиков и орнаментовщиков для мануфактурных производств и мастерств и вообще в содействии к развитию художественных способностей в промышленных классах». Будущий архитектор учился здесь бесплатно, получал отличные оценки и в 1863 году — раньше на два года — закончил училище. После этого ему присвоили звание ученого рисовальщика. В том же году Богомолов решил поступить в Императорскую Академию художеств и переехать в Петербург. Он готовился к вступительным испытаниям: посещал московские музеи, изучал теорию искусства. Однако отец вновь не дал ему разрешение и денег на продолжение учебы. Тогда будущий архитектор собрал все накопления — около 300 рублей — и поехал в столицу самостоятельно.

Вольнослушатель Академии Художеств

В 1863 году Иван Богомолов поступил в Академию Художеств вольнослушателем — в студенты его не приняли. В прошении о приеме он написал: «Сын купца III гильдии Иван Богомолов желает поступить в Императорскую Академию художеств для изучения архитектуры». Богомолов посещал все лекции, получал отличные оценки, и вскоре, как одному из лучших учеников, ему назначили стипендию — 200 рублей в год. Однокурсниками и друзьями архитектора были Александр Вальберг и Иван Ропет. Вместе с ними Богомолов увлекся историей, изучал древнее зодчество и стал создавать первые проекты в неорусском стиле. Искусствовед Людмила Михайлова писала об этом направлении архитектуры: «Неорусский стиль, созданный художниками мамонтовского кружка, можно характеризовать как лирико-эпическую и живописно-сказочную интерпретацию наследия Древней Руси».
За свои рисунки и эскизы Богомолов несколько раз получал от Академии художеств награды. В 1869 году за проект вокзала ему вручили малую золотую медаль, а в следующем 1870 году разрешили участвовать в конкурсе на большую. Она давала звание классного художника 1-й степени, а ее обладатели, как правило, получали от Академии деньги на зарубежные поездки, обучение у иностранных мастеров. Богомолов не смог участвовать в конкурсе — за несколько недель до его начала он заболел. Однако архитектор все же получил большую золотую медаль за проект церкви, но уже в следующем году.
Еще во время учебы в Академии Художеств Иван Богомолов сотрудничал с петербургскими фабриками — по его эскизам изготавливали предметы мебели, посуду. В 1871 году Общество поощрения художников присудило архитектору премию за проект сервиза необычной формы: его предметы напоминали курицу и цыплят. Вскоре Богомолов получил заказ от сына императора Николая I — великого князя Николая Николаевича. Архитектор совместно с Федором Харламовым построил в имении в селе Знаменка домашний храм. После этого он стал получать много заказов: в 1875–1877 годах построил для Надежды Зайцевой доходный дом на Фурштатской улице в Петербурге в русском стиле (сейчас Фурштатская улица, 20), возвел деревянную церковь святого Николая Чудотворца в селе Райвола, многочисленные дачи и летние дома для знати. Богомолов стал известным архитектором — о его проектах писали в журналах.
«Это один из первых, если не единственный каменный дом, фасад коего скомпонован в русском вкусе; почему мы и опишем его, как первую попытку в таком роде. Вообще фасад можно назвать удачным, несмотря на некоторые формы и детали, которые сам автор, вероятно, теперь разработал бы несколько иначе. <…> Главный карниз тяжёл, но производит прекрасное, чтоб не сказать величественное впечатление. Весьма изящны и типичны орнаменты на фронтонах и углах балконов, а также и под ними. То же самое можно сказать и о перилах парадной лестницы, хотя здесь своеобразность преобладает несколько над красотою линий. Проект плана и частности его обыкновенные, более или менее обусловленные нашими строительными постановлениями, потребностями нашей жизни, и нашими худыми или хорошими привычками»
Описание дома Надежды Зайцевой, журнал «Зодчий. Воскресное приложение», 1878 год, № 24

«Народный памятник» Александру Пушкину

С 1860 года выпускники Царскосельского лицея собирали деньги на памятник Александру Пушкину — разрешение на его постройку получили еще в 1855 году, но средств на создание монумента чиновники не выделили. Собранных денег не хватило, идею отложили.
В 1870 выпускник лицея и член Академии наук Яков Грот возобновил сбор средств. По его инициативе в газетах печатали обращения, в которых товарищи Пушкина по учебе просили пожертвовать на строительство памятника. Гроту удалось собрать больше ста тысяч рублей. Вскоре организовали специальную комиссию, которая должна была следить за расходованием средств. Ее возглавил принц Петр Ольденбургский, глава IV отделения Собственной канцелярии — оно отвечало за благотворительность. В 1875 году комиссия объявила открытый конкурс на установку монумента, в котором участвовало больше десяти претендентов. Памятник решили поставить в Москве — родном городе поэта. Победителем конкурса стал скульптор Александр Опекушин. Он предложил изобразить Пушкина на прогулке. Для создания пьедестала памятника Опекушин пригласил Ивана Богомолова.
Пьедестал памятника Богомолов решил выполнить из темно-красного и темно-серого сердобольского гранита, который привезли из Выборгской губернии. Это традиционный для Санкт-Петербурга камень. Такой материал часто использовали в строительстве из-за его красивого цвета и текстуры. Из Сердобольского гранита сделали атлантов Эрмитажа, колонны Казанского собора, Невские ворота Петропавловской крепости.
Богомолов придумал украсить монумент двадцатью небольшими тумбами с бронзовыми венками и четырьмя чугунными фонарями. На пьедестале по задумке Опекушина и Богомолова выбили строки из стихотворения Пушкина «Памятник»:
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык
Работа над памятником заняла у архитектора несколько лет. В это же время в Москве по просьбе отца он возвел два дома для своей семьи на Якиманке, писал работу на соискание звания Академика
«Санкт-Петербургская Императорская Академия художеств за искусство и отличные познания в архитектуре признает и почитает классного художника Ивана Семеновича Богомолова своим Академиком, с правами и преимуществами в установленных Актами подписанными. Дан в Санкт-Петербурге за подписанием Президента и с приложением печати 1879 года Ноября 4 дня»
Из приказа о присвоении Ивану Богомолову звания Академика
Памятник должны были открыть 19 октября 1879 года (31 октября по новому стилю) — в годовщину создания Царскосельского лицея. Однако при транспортировке монумента на Страстную площадь часть пьедестала повредили. Восстановительные работы заняли полгода, открытие откладывали из-за смерти императрицы Марии Александровны — в столице был траур. Наконец, 18 июня 1880 года состоялась торжественная церемония, на которой присутствовали родственники Пушкина, его друзья, поэты и писатели, в том числе Иван Тургенев и Федор Достоевский.

Последние архитектурные работы: доходные дома и памятники

В 1881 году, после убийства Александра II, Иван Богомолов участвовал в очередном конкурсе проектов. Новый император Александр III хотел возвести на месте убийства отца храм. Проект архитектора не победил в конкурсе, но после этого польская помещица заказала ему нескольких дач в русском стиле.
В 1883 году по заказу купца Карзинкина в Столешниковом переулке в Москве Богомолов возвел четырехэтажный доходный дом в русском стиле (ныне Столешников переулок, 11). Кроме того, архитектор работал над проектом Сиротского института в Гатчине и памятником Модесту Мусоргскому на кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.
За несколько месяцев до смерти Богомолов закончил ограду для памятника композитора Михаила Глинки в Смоленске. Критик Владимир Стасов так писал о работе архитектора: «Решетка к памятнику Глинки совершенно необычная и, смело скажу, совершенно беспримерная. Подобной решетки нигде до сих пор не бывало в Европе. Она вся составлена из нот, точно из золотого музыкального кружева».
Во время одной из поездок в Гатчину, где Богомолов контролировал строительство Сиротского института, он простудился. Через несколько дней, 6 декабря 1886 года, архитектор скончался в Петербурге. Родственники архитектора похоронили его на Калитниковском кладбище в Москве рядом с родителями.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна