Симон Ушаков

Годы жизни: 1626 - 1686
Страна: Россия
Сфера деятельности: Художник
Содержание
Имя Симона Ушакова стоит в одном ряду с именами прославленных древнерусских живописцев — Андрея Рублева
, Феофана Грека и Дионисия. «Посредник между старым и новым» — так называли его исследователи. Автор первого «примитивного» портрета царя Алексея Михайловича
, иконы «Древо Государства Российского», талантливый реставратор, он реформировал русскую иконопись и создал один из первых трактатов по живописи в русской истории.

«Царский жалованный иконописец»

Симон Ушаков. Богоматерь Владимирская (фрагмент). 1652. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Симон Ушаков. Спас-Великий Архиерей (фрагмент). 1657−1658. Государственный исторический музей, Москва
Симон Ушаков. Голгофский крест (фрагмент). 1652. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Симон Ушаков один из немногих русских иконописцев XVII века, чью биографию можно узнать по реальным историческим документам. Родился Симон Ушаков в 1626 году в Москве. Из синодика — специального церковного списка умерших — известны имена его родителей, жены и детей. Мать художника звали Марией, а супругу — Февронией. У Ушакова было двое детей: дочь Евфимия и сын Петр. Известно, что он происходил из московских дворян, а среди родственников будущего иконописца были представители духовенства.
Ушаков начал учиться рисованию еще в детстве и рано стал известен. Уже в 1648 году, в 22 года, ему присвоили звание «царского жалованного иконописца», на которое обычно претендовали опытные мастера, исполнители государственных заказов. Симон Ушаков работал в Серебряной и Золотой палатах при Оружейном приказе «знаменщиком» — создавал рисунки для серебряных и золотых изделий, церковной утвари, расписывал знамена и полотна, чертил планы и карты.
В 1652 году Симон Ушаков создал икону Владимирской Божией Матери для московской церкви Архангела Михаила в Овчинниках («Богоматерь Владимирская»). Это самая ранняя из сохранившихся работ мастера. Она написана с соблюдением существовавших тогда иконописных канонов. Во время работы над произведением художник использовал в качестве образца другую икону с аналогичным сюжетом, на обратной стороне Ушаков подписал: «Лета 7160 году списана сия икона с самыя чудотворныя иконы Пресвятыя Богородицы Владимирския и мерой, а писал государев иконописец Симон Федоров…».
К концу 1650-х годов Ушаков был уже известным живописцем — его работы заметил царь Алексей Михайлович. Он пригласил иконописца расписывать кремлевский дворец. Тогда же Ушаков создал парсуну царя
 — светский портрет в XVII веке. Не оставлял художник и церковной живописи: в 1657 году он написал икону «Архиерей Великий». Художник рискнул отойти от привычных канонов иконописи и изобразил Христа живым человеком. Художник Игорь Грабарь
написал об «Архиерее Великом»: «В этом вялом, усталом облике нет ничего поднимающегося над землей, нет и намека на тот вдохновенный полет ввысь, в нездешние края, которым так сильно искусство древнего Новгорода
»
.

Иконы Симона Ушакова: «живоподобие» и фряжское письмо

Симон Ушаков. Владимирская икона Божией Матери (фрагмент). 1662. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Симон Ушаков, Яков Казанец и Гаврила Кондратьев. Благовещение с Акафистом (фрагмент). 1659. Государственный исторический музей, Москва
Симон Ушаков. Спас Нерукотворный. Конец 1660-х − начало 1670-х. Государственный исторический музей, Москва
В 1658 году иконописец Иосиф Владимиров посвятил Ушакову трактат «Послание некоего изуграфа Иосифа к цареву и мудрейшему живописцу Симону Федоровичу». Несколько раз они совместно работали над росписями церквей, много общались и дискутировали об искусстве. Владимиров поддерживал изменения, которые Ушаков вносил в существовавший иконописный стиль. В своем трактате он критиковал художников, которые подражали старым мастерам, копировали их стиль — использовали темные цвета для изображения ликов, не прорабатывали детали. На их иконах отсутствовал объем, лица выглядели одинаковыми. Владимиров писал: «В старописании многие обретаются неистовства от неискусных иконописцев». По мнению живописца, иконы должны были напоминать реальность, быть «живоподобными». Именно к этому стремился Симон Ушаков.
Спустя два года, в 1659-м, Симон Ушаков совместно с художниками Яковом Казанцем и Гаврилой Кондратьевым создал икону «Благовещение с акафистом» для церкви Грузинской Божией Матери в Москве. Ушаков работал над лицами, живописец использовал естественные краски, тщательно прорисовал детали и добился реалистичного изображения. Другая работа Симона Ушакова этого периода — Владимирская икона Божией Матери 1662 года. Ее заказал игумен Московского Сретенского монастыря
Дионисий. В ней Ушаков вновь попытался достичь «живоподобия». Искусствовед Екатерина Гладышева писала: «Несмотря на использование прориси, линия обводки ликов приобретает мягкость, в ней заметны типичные для рисунка художника неровность и неравномерность нажима кисти — видимо, мастер пытался передать ощущение живости, трепета формы».
В 1664 году Симона Ушакова перевели на работу в Оружейную палату
. В конце XVII века она считалась центром художественной жизни России. Здесь работали лучшие мастера того времени, которые изготавливали оружие, ювелирные изделия, церковную утварь, предметы быта для знати. Нередко они расписывали храмы, дворцы и поместья. Работы Ушакова стали образцом для других художников. Вокруг него начала формироваться школа иконописцев. Специально для своих воспитанников он написал одну из первых работ по теории живописи в русской истории — трактат «Слово к люботщательному иконного писания». В нем он призывал художников сосредоточиться на «прославлении Бога», заниматься церковной живописью. Кроме того, Ушаков утверждал, что иконы должны быть «зеркалом» реального мира — быть правдоподобными. Одним из первых он написал и об ответственности живописца перед обществом и церковью.
Многие из нас, [недостаточно] владеющие искусством живописи, пишут то, что скорее достойно смеха, чем благоволения и умиления, этим они вызывают гнев Божий и [подвергают себя] осуждению иностранцев и великому посрамлению от честных людей.
Симон Ушаков, «Слово к люботщательному иконного писания»
Симон Ушаков. Царь Алексей Михайлович. Деталь иконы «Древо Государства Российского» (Похвала Владимирской иконе Божией Матери). 1668. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Симон Ушаков. Древо Государства Российского (Похвала Владимирской иконе Божией Матери) (фрагмент). 1668. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Симон Ушаков. Царица Мария Ильинична с сыновьями Алексеем и Федором. Деталь иконы «Древо Государства Российского» (Похвала Владимирской иконе Божией Матери). 1668. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В 1663 году Симон Ушаков создал одно из самых известных своих произведений — икону «Похвала Владимирской иконе Божией Матери», или «Древо Государства Российского», для церкви Троицы в Никитниках
. Большую часть работы занимает дерево, которое растет из Успенского собора
. На его ветвях Ушаков изобразил портреты 20 московских святых, а в центре, в медальоне, образ Богоматери Владимирской. Художник уделил внимание лицам и позам святых. Особенно тщательно Ушаков проработал образы Алексея Михайловича и его супруги с детьми. Композиция, фон и портретное сходство героев с реальными прототипами на этом произведении оказались новыми для русской иконописи. Искусствоведы Софья Свердлова и Дмитрий Суховерков писали об этой работе иконописца: «В отличие от более ранних списков с Владимирской, выполнявшихся по единой прориси в меру и подобие, при создании «Древа» мастер не был связан с образцом и мог позволить себе более свободную трактовку образа, что видно не только по «вольности» рисунка, но и по новому принципу личного письма, уже никак не соотносимого с особенностями оригинала». В иконе Ушакова исследователи нашли и прославление русских правителей и святых.
В идеологическом смысле эту икону можно рассматривать как «полемический трактат, вобравший в себя важнейшие публицистические идеи времени и служивший церковно-религиозным обоснованием политики царского правительства в период становления российского абсолютизма.
Историк Людмила Сукина об иконе Симона Ушакова «Древо Государства Российского»
В 1685 году Ушаков создал свое последнее произведение — икону «Тайная вечеря» для Успенского собора Троице-Сергиева монастыря. Через год, в июне 1686 года, он умер. Похоронили иконописца недалеко от Знаменского монастыря в Москве.
За свою жизнь Симон Ушаков создал больше 50 икон, которые признаны памятниками культуры и искусства и выставляются сегодня в музеях России — Третьяковской галерее
, Русском музее
. Авторство части его икон спорно. Искусствоведы полагают, что над ними могли работать ученики живописца. К концу жизни у Ушакова было много подражателей. Среди его воспитанников — продолжатели традиций русского искусства XVII века: Василий Кузмин, Михаил Милютин, Афанасий Семенов.

Интересные факты

Симон Ушаков. Архангел Михаил, попирающий дьявола (фрагмент). 1676. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Симон Ушаков. Семь смертных грехов. 1665. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва
Симон Ушаков. Успение (фрагмент). 1663. Государственная Третьяковская галерея, Москва
1. Настоящее имя Симона Ушакова — Пимен, а Симон — прозвище. Свои работы он подписывал: «Государев иконописец и дворянин московский грешный Пимин, по прозванию Симон Ушаков».
2. Некоторые искусствоведы полагают, что на иконе 1676 года «Архангел Михаил, попирающий дьявола» Симон Ушаков изобразил себя. Для этого художник создал образ небольшого человека с молитвенно сложенными руками, который смотрит на огромную фигуру архангела с огненным мечом в руках.
3. При жизни Симон Ушаков прославился не только как иконописец, но и как гравер и талантливый реставратор. В 1668 году он работал над восстановлением росписей Грановитой палаты
, в 1673-м — Успенского собора. Среди гравюр Ушакова известно произведение 1665 года «Семь смертных грехов». Его композицию иконописец заимствовал с аналогичной западноевропейской гравюры.
4. Одним из основных заказчиков Симона Ушакова был его дальний родственник Иларион Ананьев, митрополит Суздальский и Юрьевский. По его просьбе иконописец создал четыре работы для Свято-Успенского монастыря: «Спас на престоле», «Богоматерь Владимирская», «Богоматерь Киккская» и «Успение». С последней из икон связана легенда, которую рассказывает автор жития митрополита Илариона. Один из деревянных храмов монастыря пришел в упадок. Митрополит не мог решить, строить на его месте собор в честь Успения Пресвятой Богородицы или другого церковного праздника. Вскоре Илариону приснилась Богородица — она сошла с иконы «Успение» Ушакова. Митрополит решил, что этот сон был знаком. На месте деревянной церкви построили Успенский собор.
В публикациях
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна