Андрей Матвеев
Годы жизни: 1701 - 04 мая 1739
Страна: Россия
Сфера деятельности: Художник
Содержание
Художник Андрей Матвеев совершил настоящую революцию в русской живописи: он начал писать светские портреты, а также создал первый в России автопортрет. Получив образование в Голландии и Фландрии, Матвеев не только сам применил зарубежный опыт, но и обучил следующее поколение живописцев.
Пионер русской живописи
О детстве и юности Андрея Матвеева известно мало. Существует легенда о знакомстве будущего художника с Петром I. Однажды в новгородском соборе Святой Софии император заметил мальчика, который что-то рисовал. Это был Матвеев. Его работы сразу понравились монарху, и он решил отправить юношу в Голландию изучать живопись.
На самом деле заграничную поездку Андрея Матвеева организовала жена императора Екатерина I. В петровской России не хватало мастеров светской живописи, поэтому талантливых молодых людей отправляли учиться за рубеж. Андрей Матвеев стал одним из первых русских живописцев, получивших образование в Европе за государственный счет. С 1716 по сентябрь 1723 года он брал уроки у голландского портретиста Арнольда Боонена в Амстердаме, затем еще четыре года — в Антверпенской королевской академии художеств в Бельгии, где изучал религиозный и батальный жанры.
Во время учебы Матвеев регулярно посылал в Россию письма-отчеты. В отличие от других мастеров, отправленных на обучение в этот же период, он единственный, кто посылал их в канцелярию императрицы Екатерины I напрямую. «По именному Вашего Царского Пресветлого Величества указам оставлен я, всенижайший раб ваш, в галандии, в городе Амстердаме, и вручен в каманду господина Агента Фанденбурха ради научения живописного художества, к которому имею великое прилежание, дабы мне, убогому рабу Вашего Величества, верным слугою до скончания быть за Вашу царскую милость и за спроприятство», — писал он императрице в 1720 году.
Чтобы продемонстрировать свои успехи в обучении, художник отправил в Петербург две картины: «А именно партретъ Вашего Величества, который я, нижеименованный раб Ваш, списывал от мастера моего. При сем портреть господина агента Фанденбурха», — сообщал Матвеев. Другую свою работу, «Аллегория живописи», он выслал Екатерине I в 1725 году. Так он выразил соболезнования по поводу смерти Петра I. На картине императрица изображена в образе Минервы — римской богини мудрости и покровительницы творчества. Андрей Матвеев создал полотно в новом для того времени жанре — светский портрет. Через год была готова еще одна работа художника — «Венера и Амур».
Возвращение на родину
В 1727 году скончалась благодетельница художника — Екатерина I. Матвееву перестали выплачивать государственную пенсию, поэтому он вернулся на родину. После возвращения в Санкт-Петербург он направился на аудиенцию к графу Александру Меншикову. Художника приняли из-за его особого положения: при дворе знали, что ему покровительствовала императрица.
Благодаря протекции графа Матвеев попал в Канцелярию от строений, работники которой отвечали за строительство в Петербурге. Оно состояло из нескольких отделов: Матвеева определили в «живописную команду». «В нынешнем 1727 году, августа 7-го дня, в письме князя Меншикова в Канцелярию от строений написано, того числа получил он письма из амстердама от российского агента Фанденбурха и притом явился посланный туда живописец Андрей Матвеев, о котором пишет, что он той науке довольно искусен и чтоб его принять для отправления помянутого дела в ведомство канцелярии от строений», — сохранилась запись в документах канцелярии.
Художники канцелярии были универсальными мастерами, четкой границы между искусством и ремеслом еще не было. Поэтому от живописца требовалось писать иконы и декорировать кареты, создавать портреты и реставрировать полотна. Умения нового мастера на вступительном испытании проверял лично главный придворный живописец Луи Каравак — французский художник, переселившийся в Россию еще при Петре I. Чтобы убедиться в навыках Матвеева, он попросил его написать историческую картину об ангеле, освобождающем апостола Петра из темницы, и человека с натуры.
Матвеев и сочинил и по оному рисунку на дому написал картину не худо, и, как я признаваю, имеет он большую силу в красках, нежели в рисунке… И потому он, Матвеев, угоден лутче других российских живописцев быть в службе его императорского величества, понеже пишет обоя как истории, так и персоны и, как видно, имеет немалую охоту и прилежность к науке, впредь чрез помощь школы академической может достигнуть совершенное искусство.
Луи Каравак
Каравак принял Матвеева в канцелярию, однако одобрил его лишь как ученика, а не самостоятельного художника. Он оказался в подчинении у француза, подмастерьям год не платили жалование. Сильного покровителя рядом уже не было: спустя месяц после первой встречи с Меншиковым графа лишили всего имущества и подвергли опале.
Андрей Матвеев остался без средств к существованию. Художника спас заказ Голицыных в 1728 году: чете требовался парный парадный портрет. Художник запечатлел Голицыну в бархатном платье с рубиновыми застежками, в медальоне с изображением Петра I — так Матвеев подчеркнул ее силу и власть. Парадный портрет заказывали с одной целью: показать свое социальное положение. Но живописец пошел дальше и отразил эмоциональное состояние княгини. Ее мужа, Ивана Голицына, художник изобразил в образе рыцаря в латах.
Дома, соборы, арки: росписи и картины Матвеева
С первой работы — серии батальных картин для дома в Летнем саду — Матвееву доверили создавать эскизы. Следующим заказом стала роспись Петропавловского собора. Его архитектор, Доминико Трезини, называл Андрея Матвеева «живописных дел мастером», несмотря на то, что формально он еще не имел звания художника.
Трезини добился того, чтобы часть росписей передали «вольным» мастерам: в этом случае художники получали деньги за работу. Одним из «вольных» художников был и Андрей Матвеев. Под его руководством на стенах собора впервые в истории России появились не фрески, а картины маслом на библейские сюжеты — работы «Вознесение Господне» и «Фомино уверение». Их написали в течение 1728 года, но сохранились они ненадолго: через 28 лет полотна сгорели в пожаре, когда молния ударила в шпиль собора.
Работа в канцелярии не давала сосредоточиться на одном объекте. Параллельно с росписями в Петропавловском соборе Матвеев оформлял сразу Аничковые и Адмиралтейские триумфальные ворота. Иногда появлялись срочные заказы, ради которых художники откладывали все дела.
В 1728 году живописца зачислили в штат, и его финансовое положение улучшилось. Вскоре Андрей Матвеев женился. Избранницей стала юная Ирина Антропова — дочь кузнеца из той же Канцелярии от строений и двоюродная сестра художника Алексея Антропова. В 1729 году, практически сразу после женитьбы, Матвеев написал свою самую известную картину — «Автопортрет с женой». Это был первый автопортрет в истории русской живописи. Никто до Матвеева не ставил в центр внимания личность художника. Также это первое полотно, которое рассказывает о семейной любви.
Архитектор Доминико Трезини писал в канцелярию: «Оного живописца Матвеева в живописном художестве свидетельствовали, которой как в рисунках, так и в письме красками гисторий и персон силу знает совершенно и модели исторические и евангельские, с которых писали определенные ведомства Канцелярии от строений живописцы, в петропавловскую церковь картины он издавал, и тако по ево искусству в пиктуре он действительно именоваться мастером достоин». В 1730 году Матвееву присвоили звание мастера, а уже через год он стал первым русским художником во главе живописной команды Канцелярии от строительства.
Школа Матвеева и последние годы жизни
Еще до того, как Андрей Матвеев стал управлять командой, он обучал молодых художников. Однако после повышения возможностей стало больше. Матвеев создал школу, где к ученикам впервые определяли постоянных наставников. Он изменил подход к набору воспитанников: при поступлении в первую очередь был важен опыт кандидатов. Учиться приходили люди разных возрастов. Например, живописец Андрей Ерошевский, выпускник школы, начал заниматься в 24 года. Впоследствии он расписывал плафоны Зимнего дворца и оформлял декорации для Оперного дома в Петербурге.
Примерно с 1734 года Матвеев разрабатывал эскизы и расписывал «Сенацкие палаты» — Сенатский зал в здании Двенадцати коллегий. На стенах помещения появилось семь картин-аллегорий на темы великодушия, любви к Отечеству, правды, премудрости и других добродетелей. Крупным проектом для живописца стало убранство церкви Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Архитектором был Михаил Земцов — давний друг, с которым они вместе расписывали Петропавловский собор. Матвеев до своей смерти писал иконы для внутреннего убранства.
Помимо больших заданий, живописец выполнял мелкие распоряжения: расписывал царские голубятни, кареты, реставрировал полотна, поправлял и доделывал картины в Петропавловском соборе.
Нагрузки сказались на здоровье художника. Повлияло и то, что с 1738 года Андрею Матвееву перестали выплачивать жалованье, сославшись на проблемы с бюджетом. Последние месяцы художник тяжело болел, не выходил на улицу, но продолжал писать иконы.
Основоположник светского портрета, Андрей Матвеев умер в 1739 году в нищете. Ему было 37 лет. В канцелярии сохранилась запись его вдовы: «…означенная просительница прошением своим объявляет, что она осталась после мужа своего, Матвеева, с малолетними ево детьми и оного мужа ее тело погрести чем не имеет; и к тому же оный муж ее должен здешним обывателям за взятые съестные и прочие запасы немалое число, которое просят того долгу неотступно».
Творчество художника повлияло на работы портретистов следующего поколения — Ивана Вишнякова и Алексея Антропова.