Александр Островский
Годы жизни: 12 апреля 1823 - 14 июня 1886
Страна: Россия
Сфера деятельности: Драматург, 100 имен театра
Александр Островский фиксировал в пьесах общественные изменения. Он одним из первых начал исследовать жизнь слоев, которые прежде почти не фигурировали в искусстве: купцов, студентов, разоренных дворян, мелких чиновников. Драматургия Островского уничтожала жесткие жанровые рамки. В его пьесах комическое сочеталось с трагическим, а персонажи были глубокими и разносторонними, оставляли свободу для интерпретации.
В 1859 году в Малом театре прошла премьера «Грозы», которая вызвала небывалую полемику критиков. Николай Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве» и увидел в ней «идеальный национальный характер», тогда как Дмитрий Писарев считал героиню «полоумной мечтательницей», а ее «стихийный» бунт — бессмысленным. А Аполлон Григорьев почувствовал в «Грозе» «поэзию народной жизни», которую «будто не художник, а целый народ создавал тут».
Островский переосмыслил укоренившийся в литературе образ женщины, страдающей ради возлюбленного. Юлия Тугина в «Последней жертве» постепенно отдает все, что имеет, постоянно проигрывающемуся жениху в надежде на лучшее будущее. А когда возлюбленный решает жениться на состоятельной особе, Тугина требует, чтобы он все ей вернул — ведь даже готовая положить всю себя на алтарь любви, Юлия каждый раз брала с него расписку. Благодаря таким необычным поворотам в привычных сюжетах пьесы Островского до сих пор остаются популярными у режиссеров.
Полная биография на портале «Культура.РФ»
«Свои люди — сочтемся» (1847), «Гроза» (1859), «Снегурочка» (1873), «Бесприданница» (1878), «Таланты и поклонники» (1881)
В публикациях
Лекции
Смотрите также