Александр Ханжонков
Годы жизни: 08 августа 1877 - 26 сентября 1945
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Режиссер, Сценарист
В 1905 году в Ростове-на-Дону молодой есаул Войска Донского Александр Ханжонков побывал на одном из первых киносеансов. Он сумел разгадать в этом, тогда еще несовершенном, кинопродукте большие перспективы, он понял, что кинематограф ждет большое и счастливое будущее. Молодой дворянин оставляет службу и бросается как в омут в новое и необычное для себя занятие. Он становится кинопредпринимателем. И теперь, когда мы говорим об истории российского кинематографа, мы одним из первых называем его — рыцаря отечественной киноиндустрии Александра Ханжонкова.
Имея в наличии весьма незначительную сумму денег, Александр Ханжонков выезжает за границу для того, чтобы закупить фильмы и наладить контакты с европейскими кинофирмами. И то и другое ему удается. Человек он был честный, аккуратный и порядочный, и иностранные компании охотно соглашались сотрудничать с ним.
В 1907 году Ханжонков решает заняться производством собственных картин. Пора уже было снимать фильмы о нашей русской жизни. Александр Алексеевич въезжает в Саввинское подворье и начинает строить студию и лабораторию для производства титров. Затем налаживает контакт с актерами и правлением труппы Введенского народного дома и приступает к съемкам. По сути дела, это были театральные спектакли, заснятые на пленку. Все снималось в театральных декорациях и в лучших традициях старого театра. В один день были сняты три кинокартины: «Песнь про купца Калашникова», «Выбор царской невесты» и «Русская свадьба в XVI столетии». Впервые на экране можно было увидеть актеров Ивана Мозжухина и Петра Чардынина.
К концу 1911 года на фирме Ханжонкова было снято уже более 30 художественных фильмов. Картины были все такие важные, масштабные: «Ермак — покоритель Сибири», «Жизнь за царя», «Оборона Севастополя». В финале «Обороны…» были показаны оставшиеся в живых участники Севастопольской обороны. Эту картину представили царскому двору. Царь принял работу благосклонно и лично поблагодарил Александра Ханжонкова. Фильм шел по всей России (как сказали бы сейчас — в широком прокате). А киностудии Ханжонкова было разрешено проводить съемки в любом месте Москвы, включая Нескучный сад, который был собственностью царской семьи.
Александр Ханжонков заботился не только о личном благе и процветании собственной фирмы, но и о том, чтобы было хорошо всем его сотрудникам. Каждое утро в студии подавали завтрак. Зарплата у всех работников предприятия была достаточно высокая, во всяком случае бедствовать им не приходилось.
Уделял внимание Александр Алексеевич и тому, что у нас называется документальным и научно-популярным кино. В студии существовал специальный научный отдел, который выпускал по нескольку просветительских фильмов в год, таких как «Электрический телеграф», «Электрический телефон», «Кровообращение», «Пар», «Пьянство и его последствия». Эти картины показывали на специальных киносеансах в кинотеатре «Пегас», принадлежавшем фирме Ханжонкова.
Ханжонков откликался на все происходящие в мире события. Когда произошла катастрофа в итальянском порту Мессина, 50-метровая волна снесла целый берег и погибло сто тысяч человек, он немедленно отправил телеграммы в иностранные фирмы, представителем которых он являлся, с просьбой послать оператора снять это стихийное бедствие и прислать отснятое в Москву. По сути дела, это было уже телевизионной журналистикой. Все было сделано, как он просил, и российская публика смогла собственными глазами увидеть итальянскую трагедию. Также благодаря Ханжонкову большое количество людей смогло увидеть похороны Льва Николаевича Толстого. Интересна съемка актеров МХАТа, которые во дворе театра разыграли маленькую сценку. Там можно увидеть Качалова, Станиславского, Корневу, Книппер и других. Наверное, Ханжонков уже тогда понимал насколько важными и нужными будут для нас сейчас эти свидетельства ушедшей эпохи.
У Александра Ханжонкова были проблемы со здоровьем, а в 1913 году, в 36 лет, он вообще оказался прикован к инвалидному креслу. Но продолжал активно работать. С 1908 по 1916 год киностудией Ханжонкова было выпущено около 300 художественных фильмов.
Весной 1917 года Ханжонков выехал в Ялту. Здесь началось строительство его новой кинофабрики. Он мечтал создать ялтинский Голливуд. Нет сомнений в том, что он бы его создал. Но, как говорится, «всё изменила революция». Осенью 1919 года вышел Декрет о национализации кинопромышленности — и Александр Ханжонков лишился своей кинофирмы.
В 1920 году Ханжонков вместе с семьей уезжает в Австрию. Здесь он проходит курс лечения. Но сложа руки все же не сидит — на последние деньги приглашает двух инженеров и техника и приступает с ними к разработке системы звукового кино.
В 1923 году Ханжонкова приглашают вернуться в СССР и возглавить акционерное общество «Русьфильм». Он возвращается, нарком просвещения Луначарский присылает ему телеграмму: «Сердечно присоединяюсь к чествованию Ханжонкова, как замечательного деятеля русской кинематографии. Рад, что он вернулся, чтобы помочь советскому кино». Но это были лишь слова. На самом деле богатейший опыт Ханжонкова советскому кино, увы, так и не пригодился.
Прослужив два года в Москве, Александр Алексеевич с женой уезжает в Ялту и больше, по сути дела, не работает. Правда, он еще пытается что-то делать и представляет на суд дирекции ялтинской киностудии «Востоккино» свой проект производства цветных кинофильмов. Но это ничего не меняет. Кинопредприниматель Ханжонков никому не нужен в социалистической России.
26 сентября 1945 года Александра Ханжонкова не стало. Ушла целая эпоха из жизни нашего кинематографа. Тогда этого почти никто не заметил.
В публикациях
Смотрите также