Вера Холодная
Годы жизни: 05 августа 1893 - 16 февраля 1919
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Актер кино
В детстве и юности Веры Левченко ничто не предвещало яркой артистической славы. Она была дочерью гимназического учителя. Жили Левченко сначала в Полтаве (там и родилась Вера), потом в Москве. Вера недолго училась в балетном училище Большого театра, но оттуда ее забрали по настоянию бабушки. Однако заглушить артистические устремления девочки не удалось. Они нашли выход позже — уже после того, как Вера окончила гимназию, вышла замуж за юриста Владимира Холодного, стала матерью двух дочерей. Молодая дама вращалась в богемных кругах, и однажды ее заметил кинорежиссер Евгений Бауэр. Он работал в фирме «А. Ханжонков и Ко». Вера Холодная попалась ему на глаза как раз в тот момент, когда он готовился к постановке фильма «Песнь торжествующей любви». Красивая и совершенно неопытная актриса сыграла в нем девушку-сомнамбулу. И «Песнь», и Холодную ждал огромный успех!
«Красота Веры — женский идеал начала XX века: тонкий профиль под копной черных кудрей, нежная девичья шея, густая тень от длинных ресниц. Миниатюрная, изящная, с точеными плечами и «японской» ножкой в туфельке 33-го размера. Восхищала грациозная пластика актрисы, какая-то милая застенчивость. И почему-то всегда грустно глядели с экрана большие, глубокие, серые глаза Веры Холодной».
Киновед Нея Зоркая
Карьера Холодной развивалась стремительно, но, увы, недолго. С 1915 по 1919 год актриса снялась во множестве фильмов (кто-то из историков называет цифру 40, кто-то — 50, но надо принимать в расчет, что сохранились всего восемь картин с участием актрисы), работала с самыми знаменитыми режиссерами раннего русского кино: Евгением Бауэром, Петром Чардыниным; ее партнерами были актеры-звезды: Витольд Полонский, Владимир Максимов, Осип Рунич. «Вера Холодная играла девушек и женщин разных званий и слоев: курсисток и модисток, аристократок и дам полусвета, — пишет Нея Зоркая. — Но судьбы ее героинь всегда были несчастными, в финале фильма соблазненную ждали обман и расплата, покинутую — пуля в сердце или в висок, петля или воды реки».
Финал жизни самой Веры Васильевны Холодной тоже вышел трагическим. В 1918 году она снималась в Одессе, в тамошнем ателье Дмитрия Харитонова (новый киноделец увел у Ханжонкова двух главных звезд — Веру Холодную и Витольда Полонского). Жить и работать в голодной, революционной Москве уже не было возможности. Уезжать из России Холодная не хотела, о чем даже сообщала в прессе. Умерла она на родине, внезапно — от осложнения после гриппа-испанки. В феврале 1919-го смерть всеобщей любимицы Веры Холодной поразила не только Одессу, но всю страну. Тело актрисы набальзамировали и в стеклянном гробу положили в специальную часовню у моря — чтобы люди могли по-прежнему видеть ее и приносить цветы…
Обстоятельства смерти и похорон Холодной вызвали немало толков, версий. Вообще, ее жизнь во многом остается загадкой, а секрет успеха и неизбывного интереса публики так до конца и не разгадан. Она была больше чем актриса. Вера Холодная — первая русская кинозвезда. «Королева экрана» — так была она представлена на афишах и в заголовках. Образ большеглазой красавицы до сих пор манит исследователей. Не секрет, что Вера Холодная стала прообразом героини фильма «Раба любви». Конечно, не только она. Сценарий Фридриха Горенштейна и Андрея Кончаловского, по которому снял фильм Никита Михалков, представляет собирательный портрет пионеров русского кинематографа, отступающих на юг, подальше от революционных столиц и поближе к кораблям на Ниццу и Константинополь. Но в образе Ольги Вознесенской ясно просматривается именно Вера Холодная. «Нам хотелось, чтобы это была не просто мелодрама, чтобы все персонажи были людьми «с биографиями», — вспоминает художник картины Александр Адабашьян в книге «Павел Лебешев. Хочется сделать праздник», — чтобы чувствовалась эта неустойчивая революционная атмосфера, в которой люди снимают «немую фильму» про «рабу любви». Елена Соловей, сыгравшая кинозвезду Вознесенскую, не очень похожа на Веру Холодную. Но лицо актрисы — с тонкими, аристократическими чертами, — чуть нарочитая, изломанная пластика идеально вписали ее в образ кинодивы 1910-х годов.
В публикациях