Иван Козловский

Годы жизни: 24 марта 1900 - 21 декабря 1993
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Исполнитель
Содержание
С детства Иван Козловский увлекался музыкой и сразу после окончания церковной школы поступил в музыкальный институт. Уже в 26 лет он стал солистом Большого театра и исполнял ведущие партии в популярных операх — «Борис Годунов», «Фауст», «Евгений Онегин». Козловский создал Государственный ансамбль оперы СССР — коллектив, который популяризировал классическую музыку.

Учёба и первые концерты

Иван Козловский родился 24 марта 1900 года в украинском селе Марьяновка в крестьянской семье. С ранних лет будущий певец занимался с родителями музыкой: отец учил его играть на гармонике, а мать — петь.
Детство Козловского прошло в Киеве, где он учился в церковной школе. В семь лет будущего певца отдали в хор при Михайловском Златоверхом монастыре. Козловский пел и в школьном коллективе. Позднее исполнитель вспоминал: «В школе не только пел в хоре, но и получил право проводить занятия в одной из его групп». На одном из концертов Козловского заметил композитор Александр Кошица. По его предложению исполнитель стал выступать в хоре Троицкого народного дома в Киеве.
Родители Козловского хотели, чтобы после окончания школы он поступил в семинарию и стал священником. Однако вместо этого он по рекомендации Кошицы подал документы в Высший музыкально-драматический институт имени Н. Лысенко (сейчас — Киевский национальный университет театра, кино и телевидения имени И.К. Карпенко-Карого). Певец стал студентом вокального класса Елены Муравьевой.
«Муравьева безошибочно определяла, какими гранями должен засверкать тот или иной голос, как помочь ему обрести свою неповторимую форму. <…> Елена Александровна между тем никогда не была диктатором: не заставляла людей петь так, как пела сама. Но если человек сходил с правильной звуковой позиции, всегда могла подсказать, в чем его ошибка»
Иван Козловский, книга воспоминаний «Музыка — радость и боль моя»
В 1920 году Козловский окончил музыкальный институт. Вскоре он записался добровольцем в Красную Армию. Служил певец в инженерной бригаде недалеко от Полтавы. Вместе с другими армейскими музыкантами Козловский участвовал в спектаклях Полтавского оперного театра, давал концерты на фабриках и в колониях для беспризорных. Выступал артист и на сцене Полтавского передвижного музыкально-драматического театра — пел в спектаклях «Наталка Полтавка» и «Вий». Кроме того, Козловский занимался верховой ездой. Его внучка Анна Козловская вспоминала: «Дед с детства любил лошадей. Он хорошо держался на лошадях, умело ими управлял и с удовольствием за ними ухаживал. Свою привязанность к лошадям он пронес через всю жизнь». Однажды артист даже выиграл заезд среди деятелей культуры.
Позднее в газете «Знамя перемен» он писал: «Помимо того, что я пел в опере, приезжал на спектакль верхом на лошади, я же играл и в драматических спектаклях — «Парижская коммуна», например». В Полтаве Козловский впервые исполнил партию Фауста из одноименной оперы Шарля Гуно. Руководство театра пригласило на главную роль начинающего артиста, потому что другие актеры заболели: в городе тогда началась эпидемия испанского гриппа. Спектакль прошел с успехом. Кроме Козловского, в нем играл известный тогда оперный певец Платон Цесевич. По его рекомендации артист получил еще одну крупную роль — Ленского в «Евгении Онегине».
В 1923 году Козловского пригласили в Русскую государственную оперу в Харьков, а еще через год он переехал в Свердловск (сейчас — Екатеринбург). Там он служил в Свердловском Государственном оперном театре имени А.В. Луначарского: исполнял главные партии в операх «Фауст», «Кармен» и «Травиата».
В 1924 году на гастроли в Свердловск приехала труппа Московского Художественного театра. Ее артисты часто бывали на спектаклях с участием Козловского и рассказали о нем Владимиру Немировичу-Данченко. Режиссер пригласил певца уехать с его театром на гастроли в Европу, но Козловский отказался — не хотел разрывать контракт со Свердловским оперным театром. Позднее он вспоминал: «Бывают моменты, когда понимаешь заманчивость предложения, но не можешь его принять».

«Во всех ролях он был прекрасен»: солист Большого театра

Уже в 1926 году Ивана Козловского пригласили в Большой театр. Первым спектаклем с его участием стала опера «Травиата» по мотивам романа Александра Дюма-сына «Дама с камелиями». Постановку посетил режиссер Всеволод Мейерхольд со своей женой Зинаидой Райх. Они познакомились и подружились с Козловским. Спустя несколько лет Мейерхольд пригласил певца сыграть в спектакле «Дама с камелиями». Козловский писал: «Получив письмо Зинаиды Райх, в котором говорилось о предложении Мейерхольда, я очень взволновался и обрадовался». Артисту пришлось отказаться от предложения Мейерхольда из-за загруженности.
В конце 1920-х Козловский стал одним из самых популярных исполнителей Большого театра. Он пел в операх «Евгений Онегин», «Снегурочка», «Любовь к трем апельсинам» и других. Оперная певица Наталья Шпиллер вспоминала: «В середине двадцатых годов в Большом театре появилось новое имя — Иван Семенович Козловский. Тембр голоса, манера пения, актерские данные — все в молодом тогда артисте изобличало ярко выраженную, редкую индивидуальность».
Славу Козловскому принесла постановка «Борис Годунов», в которой он исполнил Юродивого. Всего же у певца было больше тридцати партий в различных операх. Он стал солистом Большого театра. Музыковед Геннадий Голубин писал: «Во всех ролях он был прекрасен <…> Он учитывал и эпоху, и костюм, и манеру поведения на сцене и, конечно, грим <…> Козловский был даровитым драматическим актером».
Выступал Козловский и с концертами народной и эстрадной музыки, пел романсы, арии, религиозные композиции. Нередко артист гастролировал по СССР, в том числе с Государственным джаз-оркестром. Скульптор Сергей Коненков вспоминал: «Слушать пение Ивана Семеновича Козловского поистине большое наслаждение. Его украинские песни мелодичны, полны очарования и вдохновения».

Создатель Государственного ансамбля оперы

В 1938 году в Москве по инициативе Козловского создали Государственный ансамбль оперы СССР. Певец хотел популяризировать классическую музыку, поэтому в репертуар коллектива вошли адаптированные под массового слушателя партии из опер.
«Наш Ансамбль будет выступать на концертной эстраде. Мы вовсе не собираемся механически переносить оперный спектакль на концертную площадку. Мы стремимся создать новое зрелище, оперу-концерт, сохранив при этом непрерывность действия и его сюжетного развития. <…> Певцы, выступающие в спектакле, должны не только петь, но и пытаться создать образы и жить ими на сцене. <…> Перед участниками спектакля была поставлена трудная задача — без декоративного оформления, без грима, без театральных костюмов постараться создать психологически оправданные образы героев оперы»
Иван Козловский, «Ансамбль оперы Союза ССР» (из книги «Музыка — радость и боль моя»)
Специально для Государственного ансамбля оперы Козловский поставил несколько опер, главные роли в них он исполнил сам. Это были спектакли «Вертер» Жюля Массне, «Орфей и Эвридика» Кристофа Глюка, «Моцарт и Сальери» Николая Римского-Корсакова и другие. В 1941 году за «выдающиеся достижения в области вокально-драматического искусства» артист получил Сталинскую премию первой степени.
После начала Великой Отечественной войны Козловский вместе с коллективом Большого театра был эвакуирован в Куйбышев (сейчас — Самара). Несколько раз исполнитель выезжал с концертами на фронт. Он выступал перед солдатами в местах боевых действий, в госпиталях. Специально для армии Козловский записал несколько радиоконцертов. Позднее исполнитель вспоминал: «Война — какая это была проверка силы человеческого духа! Мне кажется, что она еще так недалеко — память цепко хранит ее. А самое яркое впечатление — радостное чувство Победы».

Личная жизнь и увлечения

Иван Козловский был женат дважды. Его первой супругой стала актриса Александра Герцик. Они познакомились в Полтаве в 1919 году и вскоре поженились. Герцик на тот момент была популярной актрисой, а Козловский учился в музыкальном институте. В театральных кругах певца прозвали «мужем самой Герцик». Ради Козловского актриса оставила карьеру в Полтаве. Она последовала за ним сначала в Харьков, а затем в Свердловск и Москву.
В 1934 году на отдыхе в Крыму Козловский познакомился с актрисой Галиной Сергеевой, которая стала его второй женой. В браке у супругов было двое детей — дочери Анна и Анастасия. Вскоре после рождения второго ребенка Козловский и Сергеева расстались. Больше певец не женился.
Козловский любил розыгрыши и часто подшучивал над своими коллегами в театре — прибивал гвоздями к полу галоши, завязывал морским узлом концертные брюки. Певец писал: «Ах, эти милые розыгрыши! Часто они вспоминаются с улыбкой и грустью».
В свободное время Козловский посещал скачки. Он был знаком с командующим 1-й Конной армией СССР Семеном Буденным. Вместе артист и военачальник ходили на Московский ипподром, обсуждали новые породы лошадей.
«Отец <…> любил шутить, провозглашать длинные тосты, разыгрывать друзей, проявляя при этом бурную фантазию и даже озорство; любил лошадей, любил играть в теннис, плавать в море; говорил женщинам замечательные комплименты, галантные, изысканные, даже если его соседке на каком-нибудь банкете было за восемьдесят, любил животных, детей… Но больше всего на свете он любил Музыку. И ради этой великой своей страсти готов был жертвовать всем»
Анна Козловская, статья «Мой отец — Иван Семенович Козловский»

Уход из Большого театра, роли в кино и мемуары

В конце 1940-х Козловский продолжал выступать в Большом театре и давать концерты. В 1948 году совместно с Сергеем Лемешевым он пел на юбилее вдовы Антона Чехова Ольги Книппер-Чеховой. Бывал исполнитель и за границей — ездил на гастроли в Румынию и Чехословакию.
В 1949 году Козловский вновь исполнил роль Юродивого в опере Модеста Мусоргского «Борис Годунов». За нее артист получил свою вторую Сталинскую премию. Спустя несколько лет эту же роль Козловский сыграл в фильме-опере Веры Строевой «Борис Годунов». Певец вспоминал: «Мне не стыдно признаться: я сам не сразу оценил, например, «Бориса Годунова» <…> Но зато сейчас я не могу ни одну оперу поставить рядом с этим гениальным творением».
В 1954 году Козловский покинул Большой театр. На тот момент он был одним из самых популярных его исполнителей. Причину своего решения певец не объяснял.
Музыку Козловский не оставил. Он гастролировал по СССР с концертами. Артист записал несколько новых пластинок с украинскими народными песнями, колядками. Козловский стал одним из первых исполнителей романса композитора Леонида Малашкина на стихи Федора Тютчева «Я встретил вас». Певец увидел в букинистическом магазине сборник старинных партитур, в котором была записана эта мелодия.
Снимался Козловский и в кино. В 1958 году он сыграл в картине Юлии Солнцевой «Поэма о море», в 1967 году — в фильме-спектакле «Самая высокая…». В роли самого себя артист появился в ленте Николая Губенко «И жизнь, и слезы, и любовь».
В 1970 году Козловский открыл на собственные деньги в родном селе Марьяновка детскую музыкальную школу. Козловский сам подбирал преподавателей для этого учебного заведения и закупал оборудование. Несколько раз певец выступал с хором Марьяновской музыкальной школы.
«Если сократить расстояние между городом и деревней в смысле выравнивания условий для получения музыкального образования <…> какое будет духовное обогащение для грядущего поколения! Оттого в каждой школе села, где есть учитель пения, как это бывало и ранее, должно звучать стройное детское пение. Как это настраивает к гармоничному восприятию мира — переоценить невозможно <…> Оттого музыкальные школы в отдаленных от центра селах — радостное явление, и оно должно быть всячески поддержано. Этим школам надо помочь, особенно на первых порах, инструментами, книгами, знанием и опытом, доброжелательностью»
Иван Козловский о музыкальных школах в селах (из книги «Музыка — радость и боль моя»)
Козловский давал концерты до 87 лет. В последние годы жизни артист писал мемуары. В 1992 году он опубликовал книгу воспоминаний «Музыка — радость и боль моя».
Умер Иван Козловский 21 декабря 1993 года. Исполнителя похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.
Вскоре после смерти певца его родственники и друзья учредили Фонд имени И.С. Козловского для помощи начинающим артистам. С 2000 года организация вручает специальный приз лучшим певцам России, а с 2011 года в Москве проводится Фестиваль-конкурс теноров имени И.С. Козловского.
В публикациях
Фильмы
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна