Иосиф Хейфиц
Годы жизни: 17 декабря 1905 - 24 апреля 1995
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Режиссер
Его можно по праву называть пионером советского кино. В 1927 году Иосиф Хейфиц окончил Ленинградский техникум экранного искусства, в 1928–1930 годах учился на кинофакультете Института истории искусств. А в 1928 году пришел работать на кинофабрику «Совкино» (так раньше называлась киностудия «Ленфильм») и возглавил там первую комсомольскую постановочную бригаду, снимавшую фильмы о советской молодежи.
Долгие годы Иосиф Хейфиц снимал картины в соавторстве со своим коллегой — режиссером Александром Зархи. Вместе они сняли, к примеру, такие картины, как «Горячие денечки», «Депутат Балтики», «Член правительства», «Его зовут Сухэ-Батор».
Вот что писали режиссеры в своей совместной книге «Как мы стали режиссерами»: «Мы впервые вошли в киноателье как мальчишки на побегушках и на самих себе изведали все радости и горести служения сложному и многообразному кино. Кинематографическая теория в 1927 году начинала только слагаться; нигде не учили кинематографу и никто еще не знал, чему нужно учить. Поэтому, пожалуй, наиболее интересным и правильным путем был наш путь — путь ученичества. …В 1929 году, после двухлетнего ученичества, мы наконец получили право на собственную постановку. В этом помог нам комсомол, членами которого мы состояли с 1928 года. Мы совершили невиданный в то время скачок из практикантов в постановщики, минуя промежуточные стадии: помощника режиссера, младшего ассистента, старшего ассистента и т. д. Теперь нам предстояло доказать на деле, на что способны мы — молодые. Нам дали возможность говорить полным голосом, и мы должны были оправдать доверие».
Свой первый самостоятельный фильм Иосиф Хейфиц снял в 1954 году. Это была картина «Большая семья». Потом были «Дело Румянцева», «Дорогой мой человек». Во всех этих картинах главные роли играл актер Алексей Баталов. Снялся Баталов и в «Даме с собачкой», тонкой, изящной и грустной экранизации Иосифа Хейфица чеховского рассказа. Это была первая киновстреча режиссера с классикой. Картина снималась к 100-летию со дня рождения Антона Павловича Чехова. «Этот фильм не знаменует отход от современной темы, — говорил режиссер. — Каждому постановщику хочется перенести на экран одно из самых дорогих ему бессмертных творений русских писателей. А у меня есть еще особые обстоятельства. Чехов видел в обычном необычное. Эта черта его творчества близка и понятна мне. …В этом рассказе выражены нестареющие призывы к красоте человеческих отношений. И думается мне, что они и сейчас могут прозвучать вполне современно. Чехов — наш союзник в борьбе с остатками пошлости…».
Фильм «Дама с собачкой» получил международное признание, был награжден призами нескольких кинофестивалей. В частности, на IV Международном смотре фестивальных фильмов в Лондоне Иосиф Хейфиц получил почетный диплом за режиссуру.
Иосиф Хейфиц еще два раза обращался к творчеству Чехова. В 1966 году он снял фильм «В городе С.» по рассказу «Ионыч». А в 1973 году вышла его картина «Плохой хороший человек» по повести «Дуэль». Экранизировал он и Ивана Тургенева — в 1977 году снял фильм «Ася» по одноименной повести классика. Еще один русский писатель, попавший под прицел киноглаза режиссера Иосифа Хейфица, — Александр Куприн. «Шурочка» — так называется фильм, снятый по его повести «Поединок».
Из современных авторов Иосиф Хейфиц, например, неоднократно обращался к творчеству писателя Павла Нилина. Фильм «Единственная» снят по роману Нилина «Дурь». В этой трогательной картине особенно хорош дуэт актеров Валерия Золотухина и Елены Прокловой. В 1979 году Хейфиц снял фильм «Впервые замужем» с Евгенией Глушенко в главной роли по одноименной повести Павла Нилина. Эта картина получила главный приз на Международном кинофестивале в Карловых Варах.
Иосифа Ефимовича Хейфица не стало 25 апреля 1995 года. Многие его картины уже давно стали настоящей киноклассикой. В кино работают его ученики (он преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссеров).
В 2005 году был выпущен почтовый конверт России, посвященный Иосифу Хейфицу — режиссеру, пионеру советского кино, автору замечательных лент, которые хочется пересматривать снова и снова.
В публикациях
Фильмы
Смотрите также